Глава 4. Развитие тарифного регулирования

В целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) переданы функции упраздненной Федеральной службы по тарифам (ФСТ России).

Во исполнение принятого решения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 N 941 "О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций" к ФАС России перешли полномочия по принятию нормативных правовых актов и контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В целях реализации ФАС России новых полномочий по принятию решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций образован коллегиальный орган ФАС России из двенадцати человек под председательством руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева (далее - Правление ФАС России).

Персональный состав Правления ФАС России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 N 1785-р. В него входят пять представителей ФАС России, два представителя от Министерства экономического развития Российской Федерации и по одному представителю делегируют Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства была проведена тарифная кампания на 2017 год.

В 2016 году проведено 47 заседаний Правления ФАС России, утверждено 216 нормативных актов и принято 8230 тарифных решений: в сфере газоснабжения - 101, в сфере транспорта - 50, в сфере связи - 13, в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов - 106, в сфере продукции ядерно-топливного цикла - 17, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения - 7943 (34 приказа). При принятии тарифных решений не только оценивалась экономическая обоснованность расходов регулируемых организаций, но также была обеспечена гибкость принимаемых решений и ориентация на рыночную ситуацию.

В целях реализации новых функций при ФАС России создан Методический совет по тарифному регулированию (далее - Совет). На его заседания приглашаются руководители территориальных органов ФАС России, члены Общественно-консультативного совета и экспертных советов, созданных при ФАС России, а также представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, эксперты, представители советов руководителей, регулируемых организаций, потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых организаций, общественных объединений, предпринимательских союзов, научных организаций и иные заинтересованные лица.

Совет осуществляет рассмотрение поручений Президиума ФАС России и Правления ФАС России по вопросам об определении (установлении) цен (тарифов) и их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.

В число задач Совета также входит подготовка предложений по выработке основных направлений государственной ценовой (тарифной) политики регулируемых отраслевых товарных рынков, а также по повышению гибкости тарифной политики и дерегулированию тарифов с учетом условий развития конкуренции на регулируемых и сопряженных с ними товарных рынках.

По инициативе ФАС России совместно с ФНС России и Банком России создан Биржевой комитет путем подписания Соглашения о сотрудничестве по развитию товарных рынков.

С января 2015 г. на постоянной (еженедельной) основе проводятся заседания Биржевого комитета, в том числе при непосредственном участии представителей ФАС России, ФНС России, Банка России, крупных нефтяных компаний, независимых участников рынка нефтепродуктов, инфраструктурных организаций (биржевые площадки) и экспертных организаций.

По результатам работы ФАС России были выявлены следующие проблемы в области тарифного регулирования:

- отсутствие системности и единства законодательства и подзаконных нормативных актов в тарифном регулировании;

- рост тарифов естественных монополий, опережающий инфляцию;

- отсутствие единого порядка утверждения инвестиционных программ;

- отсутствие критериев определения экономической обоснованности расходов;

- отсутствие связи положений Закона N 223-ФЗ с принимаемыми тарифными решениями.

В целях повышения эффективности российской экономики и обеспечения макроэкономической стабильности в 2016 году ФАС России реализованы меры, направленные на совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий.

Также важно говорить об ограничениях темпов роста платежей населения, как важной социально-экономической задаче, а не об ограничении темпов роста индивидуальных тарифов. В противном случае в равной мере индексируются тарифы эффективных и неэффективных участников рынка. А это не ведет к повышению эффективности функционирования и развития экономике в целом. Важно также обеспечить адресную поддержку социально незащищенных групп потребителей, в частности, населения.

Отказ от принципа "затраты плюс" и применение тарифного регулирования по принципу "инфляция минус".

ФАС России с 2015 года рост тарифов осуществлялся с темпами ниже инфляции.

В 2016 году продолжено применение принципа тарифного регулирования "инфляция минус". В 2016 году рост тарифов составил:

по газу:

- для промышленности - 0%;

- для населения - 2%;

по электроэнергетике:

- нерегулируемые цены на оптовом рынке - 6,5%;

- тарифы сетевых компаний для всех категорий потребителей, исключая население - 3%;

- тарифы для населения - 5%;

индекс платы граждан за услуги ЖКХ - 4%;

по услугам по транспортировке нефти - 5,76%;

по железнодорожным перевозкам:

- грузовые железнодорожные тарифы - 9%, при этом для грузовых перевозок эффективная ставка - не выше 7,5%;

- индексация тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе - 4%.

При установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям и при установлении платы за снабженческо-сбытовые услуги ко всем субъектам регулирования применен метод тарифного регулирования "инфляция минус". При этом ФАС России в 2016 году сохранила параметры долгосрочного регулирования, установленные в части утвержденных ставок на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

При принятии тарифных решений на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, помимо метода "инфляция минус", использовались следующие основные принципы:

оценка изменения не каждой регулируемой услуги, а учет изменения совокупной нагрузки на пользователя по комплексу услуг;

анализ действующего уровня регулируемых сборов с аэропортами региона и/или с аэропортами со схожим уровнем пассажиропотока в приблизительно равных климатических условиях.

Регулирование тарифов по методу экономически обоснованных затрат ФАС России при принятии тарифных решений учитывались факторы:

ограничение роста тарифов темпами, не превышающими индекса фактической инфляции;

результаты анализа показателей эффективности расходов, в том числе:

- соотношение темпов роста доходов и расходов;

- производительность труда;

- рентабельность оказываемых услуг;

- себестоимость единицы услуги и др.

При оценке величины затрат проводился структурный анализ расходов в динамике за несколько лет по услугам - регулируемым и нерегулируемым, а также анализ изменения объемов оказываемых услуг и их влияния на изменение себестоимости услуг. Осуществлялось поэтапное устранение перекрестного субсидирования.

При проведении тарифной политики следует руководствоваться проконкурентными принципами, поскольку:

- имеет место взаимосвязь регулируемых рынков и сопряженных рынков

- естественные монополии потребляют работы, услуги с конкурентных рынков (труд, сырье, материалы, капитал, др.). Косвенно конкурируя на рынках своих услуг, естественные монополии конкурируют на сопряженных рынках;

- потребителями услуг естественных монополий могут являться конечные пользователи, а также потребители, работающие на конкурентных рынках (генераторы, перевозчики, операторы связи, авиакомпании и др);

- страновые условия конкуренции меняются при расширении географических границ рынка (морские порты, аэропорты, газовые компании и др.). Национальное ценообразование должно учитывать конъюнктуру внешних рынков.

С учетом этих обстоятельств начали внедряться новые проконкурентные принципы тарифного регулирования:

- отказ от принципа "затраты плюс" и через применение принципа "инфляция минус" переход к рыночным индикаторам;

- принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования на основе анализа рынка;

- запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры и с учетом перспективных изменений на рынках);

- перебалансировка тарифов, с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с ними товарными рынками.

В практической деятельности регулятора и в контурах новой тарифной политики принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования должно осуществляться на основе анализа рынка. Имеются примеры перехода от тарифного регулирования к свободному ценообразованию на различных отраслевых товарных рынках (наряду с электроэнергетикой это рынки транспорта, газа, нефтепродуктов, связи и др.). При наличии условий для развития конкуренции, необходимо прекращение тарифного регулирования. Например, поскольку бизнес, представляющий услуги сотовой связи, работает в условиях конкуренции, тарифы сотовой связи стали ниже, по сравнению с тарифами фиксированной связи, которые регулируются, при этом потребление услуг фиксированной связи ежегодно снижается на пять и более процентов. В целях предупреждения повышения стоимости услуг фиксированной связи возникает необходимость поставить в условия конкуренции также и операторов фиксированной связи.

В случае сохранения тарифного регулирования необходимо обеспечить гибкость такого регулирования, применение индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми и сопряженных с ними товарными рынками, устранить диспропорцию в тарифах между работающими в одинаковых условиях регионами, а также ликвидировать ее в пределах региона, когда в разных муниципальных образованиях тарифы могут кратно отличаться. За счет такой перебалансировки тарифов следует снижать и перекрестное субсидирование. Сокращение различия в тарифах нужно проводить так, чтобы они, с одной стороны, были приемлемыми для потребителей, с другой, заставляли организации, которые оказывают эти услуги, работать эффективно.

Требуется запуск долгосрочной тарифной политики. Новая тарифная политика должна проводиться, во-первых, с учетом длительности жизненного цикла регулируемых инфраструктур, а во-вторых, с учетом необходимости преодоления сложившихся диспропорций и "узких мест" на рынках и с учетом перспективных изменений на рынках.

Долгосрочное тарифообразование должно иметь горизонт планирования пять - семь и более лет. Тарифы должны устанавливаться с учетом жизненного цикла развития инфраструктуры. Для возведения энергетического объекта, срок функционирования которого составляет 30 - 50 лет, требуется три - пять лет. Этому предшествуют 15 - 20 - летние периоды прогнозирования и 5 - 10 - летние периоды планирования. С ними увязана разработка инвестиционных программ, детализированных по инвестиционным проектам.

ОЭСР выделяет 6 стадий жизненного цикла инфраструктуры: оценка необходимости, принятие решений и ранжирование проектов, подготовка проектов, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации. На ряде стадий в различных формах принимают участие регуляторы.

Стимулирование инвестиций в регулируемых сферах

В странах - членах ОЭСР практикуются различные механизмы стимулирования инфраструктурных инвестиций: прямая поддержка, использование процедур, традиционных для государственных закупок, владение инфраструктурой предприятиями с государственным участием, государственно-частное партнерство или концессии и приватизация.

Результаты исследования показали, что большинство регуляторов не вовлечено напрямую в управление инфраструктурой, однако хорошо осведомлено о проблемах, существующих в отраслях. К ним относятся необходимость увеличения мощностей для удовлетворения спроса, реконструкция и модернизация, инвестиции для удовлетворения дополнительных требований (безопасность, экология и др.), эксплуатация, внедрение новых технологий, повышение качества услуг, вывод из эксплуатации устаревших мощностей.

Тема стимулирования инвестиционной активности актуальна как для экономики в целом, так и для регулируемых хозяйствующих субъектов.

Решение этих вопросов эксперты ОЭСР относят к обязанностям операторов, эксплуатирующих и развивающих объекты инфраструктуры. Регуляторы не должны подменять хозяйствующих субъектов. Нужен надлежащий контроль доступа к инфраструктуре, связанный как с обеспечением условий недискриминационности, так и с платой за доступ. Важно иметь процедуры разрешения споров и др. Не следует возвращаться к модели регулирования по методу "затраты плюс". Роль регулятора состоит в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований на рынке и создании благоприятной институциональной среды для инвесторов, в том числе путем проведения новой долгосрочной тарифной политики.

Требуется определенность для инвестиционного климата вообще и для условий инвестирования в конкретные проекты, в частности. Регуляторы должны способствовать созданию условий для входа новых участников и стимулирования повышения эффективности деятельности существующих. Так, с использованием современных принципов инвестирования в инфраструктуру может быть решен давно наболевший вопрос присоединения к газовым сетям. В текущих условиях сроки технологического присоединения доходят до 2 лет, а средняя стоимость технологического присоединения - до 2 млн. рублей.

Наиболее успешный опыт газификации реализован на территории Тюменской области. Была изменена бизнес-модель: от зарабатывания на "раздувании затрат на стройке" перешли к зарабатыванию на оказании услуг газоснабжения вновь присоединенным потребителям. Стоимость технологического присоединения существенно снизилась, а для отдельных категорий потребителей отсутствует. Срок технологического присоединения составляет 2 недели, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются до подвода к дому. За 2014 - 2016 гг. уже присоединено 26 тыс. домовладений. Мероприятия по техприсоединению к газовым сетям предусмотрены в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в Тюменской области. Еще 4 региона приняли аналогичные решения, другие в стадии подготовки.

ФАС России при принятии тарифных решений проведен анализ инвестиционных программ субъектов естественных монополий и отдельных проектов, в том числе рассматривались:

- основания для их разработки;

- порядок утверждения и экспертизы;

- порядок исполнения;

- достижение заявленных результатов.

Рассматривались планы мероприятий по сокращению расходов и повышению эффективности деятельности субъектов естественных монополий, содержащие оценку экономической эффективности деятельности и их реализации.

В частности, данный метод был использован при расчете тарифов для ФГУП РТРС (цифровое телерадиовещание).

По сфере жилищно-коммунального хозяйства следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1419 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрена возможность превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации в случае если это обусловлено реализацией утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций, оказывающих коммунальные услуги, а также заключенными концессионными соглашениями, с соответствующим пересмотром ранее установленных тарифов. Заложено начало реализации принципа - инвестиции в обмен на тариф.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N 54 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие возможность сохранения в денежном выражении экономии средств, образующейся в результате смены видов и (или) марки топлива на источниках тепловой энергии, что будет стимулировать теплоснабжающие организации к переходу на другие виды (марки) топлива, поиску возможностей снижения издержек, а также своевременное отражение в тарифном регулировании изменений инвестиционных обязательств регулируемых организаций, поэтому принятые изменения особо актуальны для организаций, планирующих утвердить инвестиционные программы в течение долгосрочного периода регулирования.

Увязка тарифной политики с прогнозами социально-экономического развития.

Нужно менять существующие подходы, когда не просчитанные среднесрочные прогнозы определяют уровни тарифов. Наоборот, необходим учет обоснованных тарифных решений, в том числе долгосрочных тарифов, при разработке прогноза социально-экономического развития России на среднесрочный период и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации. Должна быть обеспеченна прозрачность раскрытия информации монополией и регулятором, как для населения, так и для экспертного сообщества.

Если при формировании макроэкономических прогнозов не учитываются надлежащим образом проработанные тарифные, в том числе долгосрочные решения, то сформированные таким образом макроэкономические прогнозы в последующем могут привести к принятию необоснованных тарифных решений, не отвечающих балансу интересов потребителей и поставщиков регулируемых услуг, а также не будет способствовать обеспечению устойчивого роста экономики страны.

Также с целью повышения эффективности принятия долгосрочных тарифных решений считаем необходимым представления на рассмотрение коллегиального органа ФАС позиций уполномоченных органов власти, представители которых входят в состав коллегиального органа, в соответствии с их компетенцией. Так, действующим законодательством предусмотрен различный порядок рассмотрения и утверждения инвестиционных программ в зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность регулируемый хозяйствующий субъект. Учитывая, что расходы на реализацию инвестиционной программы являются одной из основных составляющих тарифа регулируемой организации, то считаем необходимым "защиту" на заседании коллегиального органа ФАС России на предмет их обоснованности и тарифной обеспеченности.

Формирование объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен зарубежных рынков (далее - проект "Бенчмарк российской нефти")

Совокупность мер, реализованных ФАС России за период с 1 января по 1 сентября 2016 г., направлена на формирование объективных цен по контуру Российской Федерации, а также по базисам в границах стран СНГ и стран БРИКС, как альтернатива (дополнение) формированию цен международными аналитическими агентствами Platts и Argus Media, что будет способствовать созданию ценовых индикаторов на российские нефть и нефтепродукты. Одним из важных составляющих процесса ценообразования является создание устойчивого и прозрачного индикатора цены на нефть.

Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 28 мая 2016 г. утвержден план мероприятий, необходимых для запуска на российской бирже торгов поставочными фьючерсными биржевыми контрактами на экспортируемую нефть, разработанный ФАС России совместно с АО "СПбМТСБ", заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и нефтяными компаниями (далее - План мероприятий).

В целях всесторонней проработки и исполнения Плана мероприятий ФАС России создан подкомитет Биржевого комитета по вопросу запуска поставочных контрактов на нефть в Российской Федерации и исполнения Плана мероприятий. По состоянию на 1 августа 2016 г. состоялось 9 заседаний подкомитета при непосредственном участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, АО "СПбМТСБ", РДК (АО), ПАО "АК "Транснефть" и нефтяных компаний.

ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АО "СПбМТСБ", РДК (АО), ПАО "АК "Транснефть" и нефтяными компаниями всесторонне прорабатываются и предпринимаются все необходимые меры для обеспечения исполнения Плана мероприятий и скорейшей реализации проекта "Бенчмарк российской нефти".

Реализация долгосрочной тарифной политики

В рамках реализации долгосрочной политики и в соответствии с пунктом 1 поручения Президента Российской Федерации от 05.07.2013 N Пр-1474 о принятии решений, обеспечивающих ограничение роста цен (тарифов) субъектов естественных монополий, а также пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 09.08.2015 N Пр-1608 (далее - Перечень поручений) в части принятия субъектами Российской Федерации долгосрочных тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения проведена следующая работа.

С 1 января 2016 г. осуществлен переход к регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основе установления долгосрочных тарифов и параметров.

В рамках проводимого ФАС России мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016 год:

по 35 субъектам Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения приняты долгосрочные тарифные решения в отношении 100% организаций, осуществляющих деятельность в указанных сферах;

по 48 субъектам Российской Федерации наряду с долгосрочными тарифными решениями в рассматриваемых сферах приняты также решения об установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат.

По г. Севастополь, Республике Крым и г. Байконур установление регулируемых тарифов осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат со сроком действия таких тарифов на один год.

Доля принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) долгосрочных тарифных решений на 2016 год от общего количества решений составляет - 83,32%, в том числе по сферам деятельности: в сфере теплоснабжения - 85,63%, в сфере водоснабжения - 80,78%, в сфере водоотведения и очистки сточных вод - 83,67%.

ФАС России проведен анализ представленных газораспределительными организациями расчетных и обосновывающих материалов, фактических показателей деятельности предприятий, что позволило в целом сделать вывод о необходимости сохранения в 2016 году тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленных в рамках долгосрочного регулирования, принятых на 2015, 2016 и 2017 гг.

Продолжается использование методологии долгосрочного тарифного регулирования аэропортов. Решение об установлении долгосрочных тарифов (на 4 года) принято в отношении ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород".

Внесены изменения в нормативные правовые акты, позволяющие устанавливать долгосрочные тарифы для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты и планирующих после их завершения оказание услуг, подлежащих государственному регулированию, при условии одобрения инвестпроектов Правительственной комиссией по транспорту.

Задачи по реализации долгосрочной тарифной политики:

в сфере электроэнергетики - внедрение принципа эталонных затрат при определении сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков, изменение порядка ценообразования с переходом на эталонные затраты гарантирующих поставщиков, а также эталонных затрат в электросетевом комплексе;

в сфере услуг аэропортов - проработка вопросов внедрения регуляторных контрактов (соглашений с аэропортами о долгосрочной программе индексации регулируемых сборов (тарифов), исходя из макроэкономических показателей развития), а также применения метода сопоставления расходов на оказание услуг в аэропортах с расходами на аналогичные услуги в аэропортах региона и (или) сопоставление капитальных затрат на строительство объектов инфраструктуры аэропортов со стоимостью строительства сопоставимых объектов;

в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - совершенствование процедуры установления и корректировки тарифов, механизма корректировки долгосрочных тарифов; подходов к расчетной предпринимательской прибыли (исключение ГУПов и МУПов; механизма учета расходов по сомнительным долгам.

в сфере услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям - сохранение параметров долгосрочного регулирования, установленных в части утвержденных ставок на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

в сфере железнодорожного транспорта - проработка методологии долгосрочного тарифного регулирования и формирование предложений об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2017 - 2021 годы;

в сфере воздушного транспорта - внесение изменений в методику расчета аэропортовых сборов и тарифов в части установления долгосрочных тарифов для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты и планирующих после их завершения оказание услуг, подлежащих государственному регулированию.

Если говорить в целом о направлении тарифной политики, то взят курс на кардинальное изменение подходов к тарифному регулированию: тарифная политика ориентирована на потребителя и развитие экономики, где в основу положен принцип - "тариф в обмен на эффективность". При реализации государственной политики в этом направлении ФАС России намерена обеспечить взаимодействие между всеми заинтересованными лицами, продолжая при этом использовать принципы открытости, публичности и коллегиальности, баланса интересов потребителей и регулируемых организаций.

Реализуя свои основные задачи и функции и обладая широкими полномочиями (компетенцией), ФАС России активно включилась в контрольную деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

На сегодня порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.

В пределах возложенных полномочий ФАС России также осуществляет контроль за принятыми тарифными решениями на 2016 год органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования) на электрическую энергию, на тепловую энергию, а также тарифов на водоотведение и водоснабжение и др.

По результатам данных мероприятий в действиях органов регулирования ФАС России на настоящее время выявлены следующие нарушения действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов):

В сфере электроэнергетики:

- завышение показателей числа часов использования мощности (более 8760) по отдельным уровням напряжения при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей;

- установление тарифов на электрическую энергию выше и (или) ниже предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России (в отсутствие процедуры согласования);

- превышение величины установленных индивидуальных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года;

- придание обратной силы тарифным решениям;

- неустановление в срок единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год;

- нарушение установленного порядка ценообразования (расчета регулирующими органами сбытовой надбавки для сбытовых компаний).

ФАС России в рамках контрольных мероприятий были приняты решения об отмене тарифных решений по 17 субъектам Российской Федерации.

Кроме того, принят приказ ФАС России от 23.05.2016 N 640/16, направленный на устранение нарушений действующего законодательства в сфере электроэнергетики Государственным комитетом цен и тарифов Чеченской Республики.

В рамках осуществления контроля за принимаемыми тарифными решениями приказами ФАС России от 28.11.2016 N 1673/16, N 1674/16, N 1675/16, N 1676/16, N 1677/16 и от 29.11.2016 N 1679/16, N 1680/16, N 1689/16, N 1690/16 отменены решения тарифных органов об установлении сбытовых надбавок компаний, входящих группу лиц ПАО "ТНС Энерго". Решения приняты на основании выявленных нарушений установленного порядка ценообразования, а также в связи с тем, что установленные сбытовые надбавки для компаний группы лиц ПАО "ТНС Энерго" значительно превышают сбытовые надбавки, установленные в смежных сопоставимых регионах Российской Федерации.

В сфере теплоснабжения:

- превышение величины установленных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года;

- утверждение органами регулирования тарифов позднее установленного законодательством срока;

- неопубликование (опубликование с нарушением срока) тарифных решений;

- придание обратной силы тарифным решениям.

Приказами ФАС России было предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, Главному управлению "Региональной энергетической комиссии" Рязанской области) отменить 15 нормативных правовых актов, касающихся превышения установленных ФАС России уровней тарифов на тепловую энергию, а также занижение предельных уровней.

Кроме того, принят приказ ФАС России от 07.12.2016 N 1728/16, направленный на устранение нарушений действующего законодательства в сфере теплоснабжения Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

В сфере водоснабжения и водоотведения:

- превышение величины установленных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года;

- не опубликование (опубликование с нарушением срока) тарифных решений;

- отсутствие в тарифных решениях реквизитов утвержденных производственных программ;

- придание обратной силы тарифным решениям.