4.5. Регулирование в сфере водного транспорта

Приказом ФАС России от 28.01.2016 N 75/16 утверждены перечни субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

В целях определения единого подхода к применению цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополь и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги, приказом ФАС России от 21.06.2016 N 799/16 утверждены Правила применения цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополь и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги".

Во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 N П9-12654 о Перечне поручений Правительства Российской Федерации, связанных с социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации, входящих в Крымский федеральный округ, утвержден приказ ФАС России "О регулировании деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта", предусматривающей неприменение ценового регулирования на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, услуги по предоставлению причалов, услуги буксиров в указанных морских портах в отношении ГУП РК "КМП" и ГУП ГС "СМП".

На заседаниях Правления ФАС России утверждены:

1. Ставки портовых сборов за услуги, оказываемые государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в морском порту Керчь;

2. Ставки корабельного сбора за услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, оказываемые ФГБУ "АМП Черного моря" в морских портах Республики Крым и города федерального значения Севастополя";

3. Ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации, где установлены ставки портовых сборов в 54 портах Российской Федерации;

4. Ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Республики Крым и города федерального значения Севастополя";

5. Ставки портовых сборов за услуги в морских портах, оказываемые ГУП РК "Крымские морские порты" в морских портах Евпатория, Феодосия, Ялта и ГУП города федерального значения Севастополя "Севастопольский морской порт" в морском порту Севастополь.

В целях совершенствования системы взимания портовых сборов в морских портах Российской Федерации, в том числе в портах Крымского полуострова, решением Правления ФАС России утверждены Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации (приказ ФАС России от 10.03.2016 N 223/16).

В целях безусловного исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 27.10.2015 г. N А4-26-575 (пункт 2 "в") о мерах по недопущению установления цен (тарифов) на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов, предоставляемых в морских портах Российской Федерации, в иностранной валюте или в условных единицах ФАС России предприняты следующие неотложные действия:

1. Проведено совещание с представителями стивидорного бизнеса по вопросу о принятии необходимых мер по переводу цен (тарифов) на стивидорные услуги в рубли.

Всем хозяйствующим субъектам, оказывающим стивидорные услуги в морских портах, направлены письма о приведении цены договоров на оказание стивидорных услуг, исчисляемых в условных единицах или иностранной валюте, в валюту Российской Федерации.

Большая часть стивидорных компаний уведомила ФАС России о проведении переговоров с потребителями услуг по установлению тарифов в рублях и приведении тарифов на регулируемые услуги в рубли.

2. ФАС России в отношении 9 хозяйствующих субъектов возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам установления монопольно высокой цены на оказываемые услуги.

При этом выявлен рост тарифов как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте на фоне падающих объемов.

ФАС России продолжает мониторинг тарифов на услуги в портах, выявлено наличие признаков установления монопольно высокой цены на услуги по перевалке грузов у ряда хозяйствующих субъектов. Соответствующие меры антимонопольного реагирования будут приняты в установленном порядке.

Ввиду установления тарифов в иностранной валюте образуется дисбаланс, связанный с получением хозяйствующими субъектами доходов в валютном эквиваленте, при расходах в рублевом, что приводит к получению сверхприбыли.

3. ФАС России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О правилах недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах".

Разработанные правила недискриминационного доступа определяют обязанности субъектов естественной монополии по предоставлению потребителям недискриминационного доступа к услугам в портах; порядок и условия получения услуг в портах; существенные условия договоров на услуги в портах, включая установление цен в рублях; перечень информации, раскрываемой субъектами естественных монополий в портах, включая ценовую политику в российских рублях.

Задачи:

обеспечение принятия Правил недискриминационного доступа к услугам в портах;

обеспечение внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", предусматривающих включение в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, сбора за транспортную безопасность в морских портах;

развитие конкуренции в регулируемом сегменте услуг в портах Российской Федерации;

реализация мер, направленных на совершенствование тарифного регулирования в сфере деятельности портов;

предупреждение, выявление, устранение нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области регулируемого ценообразования.