4.9. Реализация системных мер, направленных на совершенствование тарифного регулирования и повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий

ФАС России предусматривает реализацию в 2017 году следующих системных мер, направленных на совершенствование тарифного регулирования и повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий:

- разработка и реализация Стратегии стимулирующего тарифного регулирования в сфере естественных монополий с учетом лучшего отечественного опыта на отдельных товарных рынках и лучших международных практик;

- повышение прозрачности регулирования, сочетание долгосрочной тарифной политики с обеспечением гибкости функционирования и устойчивости развития естественных монополий;

- восстановление обеспечения интересов потребителей при принятии тарифных решений, доступе к услугам и инфраструктуре естественных монополий на недискриминационных условиях, проведении закупок для нужд субъектов естественных монополий;

- формирование системы взаимоотношений с регулирующими органами субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами власти;

- учет обоснованных тарифных решений, в том числе долгосрочных тарифов, мер по развитию конкуренции при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации;

- снижение издержек субъектов естественных монополий - оптимизация эксплуатационных, инвестиционных затрат, финансово-хозяйственной деятельности;

- поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в регулируемых сферах деятельности;

- стимулирующее регулирование тарифов с учетом требований эффективности (экономической и технологической), приемлемого уровня надежности (безопасности) и качества;

- переход на долгосрочное ценообразование с горизонтом планирования 5 - 7 и более лет с учетом жизненного цикла объектов инфраструктуры и долгосрочных программ развития соответствующих товарных рынков и реформирования естественных монополий;

- использование метода бенчмарка "сопоставимых рынков" и цен на сопряженных рынках для установления и применения регулируемых тарифов, для определения обоснованности затрат деятельности регулируемых компаний;

- формирование индикаторов цен на открытых торгах и биржах, являющегося ориентиром при утверждении тарифа;

- переход сфер деятельности, находящихся в состоянии конкуренции, на рыночные отношения (электросвязь, стивидорные компании в портах, конкурирующие порты и аэропорты, трубопроводный транспорт нефтепродуктов, конкурентные железнодорожные регулярные грузовые перевозки и др.), а не сохранение их в виде естественных монополий;

- подготовка мероприятий по реализации второго этапа ценообразования в сфере газовых рынков, включая дерегулирование оптовых цен на газ с учетом биржевых котировок и индексов внебиржевых цен, а также установление единых тарифов на транспортировку газа;

- использование методов гибкого ценообразования при формировании тарифов на дальние железнодорожные пассажирские перевозки, на авиаперевозки и др.;

- совершенствование механизма "тарифного коридора" в сфере грузовых железнодорожных перевозок;

- формирование индикаторов цен тарифов в сфере грузовых перевозок в рамках Совета рынка на железнодорожном транспорте, включая индикаторы цен на организованных торгах и внебиржевых котировок;

- перебалансировка (устранение необоснованных различий в сопоставимых условиях) тарифов на услуги по передаче электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и др;

- снижение доли регулируемых цен (тарифов) в сфере производства электроэнергии (сокращение количества "вынужденной" генерации);

- дополнение статуса регулируемых инфраструктурных организаций статусом оператора товарной поставки исходя из условий развития организованной торговли на соответствующих товарных рынках.

Проблема отсутствия единства законодательства в сфере тарифного регулирования носит глобальный характер и мешает развитию экономики.

Проект федерального закона об основах государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) призван устранить эти пробелы путем исключения тарифной дискриминации и повышения инвестиционной привлекательности регулируемой деятельности. Законопроект должен унифицировать принципы и методы установления тарифов в различных сферах регулирования.

В законе о тарифном регулировании будут отражены основные процессуальные вопросы. При этом предполагается, что базовые принципы регулирования естественных монополий будут закреплены в рамках Закона о защите конкуренции. С использованием базовых понятий, таких как "товар", "товарный рынок", будут даны определения "естественной монополии" и "субъекта естественной монополии". Будет установлено, что решение о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов будет осуществляться по результатам анализа рынка. Анализ рынка будет выполняться в рамках процедур Закона о защите конкуренции. В зависимости от результатов анализа рынка будут определяться методы тарифного регулирования, применяемые уже в рамках процедур и правил установленных законодательством о регулировании тарифов. Таким образом, будет выстроена архитектура законодательных и иных актов, которая позволяет решать поставленные задачи. Федеральный закон "О естественных монополиях планируется отменить".

Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность отраслей за счет введения ясных и понятных правил установления тарифов, обеспечит перспективный переход потенциально конкурентных секторов экономики к развитию рыночных отношений и устранит пробелы в действующем законодательстве.

Целями законопроекта является защита интересов потребителей, обеспечение доступности услуг естественных монополий, обеспечение устойчивого развития экономики на основе долгосрочного тарифного регулирования.

Предлагается установить единые для всех отраслей методы государственного регулирования цен (тарифов): сравнения аналогов (сопоставимых рынков), индексации, обеспечения доходности инвестированного капитала, эталонных затрат, экономически обоснованных расходов (затрат). Каждому методу тарифного регулирования должна соответствовать процедура принятия решений. Так, предусмотренный переход на долгосрочное тарифное регулирование методом доходности на инвестируемый капитал подразумевает принятие долгосрочных программ развития и инвестиционных программ, сегментированных по инвестпроектам с соответствующим контролем исполнения.

Законопроект должен унифицировать порядок утверждения и реализации инвестиционных программ в тех случаях, когда выполнение таких программ осуществляется за счет средств, учтенных в тарифах.

Законопроект предусматривает совершенствование порядка установления цен (тарифов). В частности, подача в орган регулирования ценовой (тарифной) заявки будет осуществляться только в электронном виде и предварительно раскрываться в сети "Интернет".

Положения законопроекта также определяют порядок взаимодействия федерального и региональных регуляторов (ФАС России и РЭКов).

Кроме того, законопроект модернизирует виды процедур по обжалованию тарифов, устанавливаемых органами регулирования субъектов Российской Федерации (рассмотрение разногласий, досудебное урегулирование споров, отмена тарифных решений).