МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 27 декабря 2022 г. N Исх-57612/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 13 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

08.12.2022 произошел инцидент с самолетом RRJ-95B-100 RA-89136.

После взлета на аэродроме Калуга (Грабцево) произошло срабатывание сигнализации о засорении топливных фильтров левого и правого двигателей без изменения параметров их работы. Экипаж воздушного судна принял решение о прекращении выполнения полетного задания и возврате на аэродром вылета.

В ходе расследования инцидента не было выявлено замечаний по показателям топлива из наземной системы топливообеспечения. В топливе, отобранном из баков воздушного судна, были обнаружены, в незначительном количестве, микробиологические загрязнения, а также механические примеси, гранулометрический состав которых превышал рекомендованную величину (9 класс чистоты), в том числе: 10 класс чистоты для топлива из правой плоскости крыла и 11, 12 класс из левой плоскости крыла.

В топливе, слитом из фильтроэлементов самолета, были обнаружены существенные микробиологические загрязнения - более 20000 колониеобразующих единиц. Фильтроэлементы были установлены на самолет 06.12.2022. Ранее фильтроэлементы прошли техническое обслуживание (очистку) на ПАО "ОДК Сатурн" по бюллетеню ПАО "ОДК Сатурн" от 16.09.2022.

При расследовании инцидента также установлено, что в трех предыдущих полетах самолета RRJ-95B-100 RA-89136 с 7 по 8 декабря 2022 г. происходило срабатывание сигнализации о засорении топливного фильтра левого двигателя, однако экипажи воздушного судна не вносили в бортовой журнал самолета соответствующую запись о неисправности.

Необходимо обратить внимание, что авиационные происшествия и инциденты, связанные с топливом, происходят ежегодно. В 2021 году использование некондиционного топлива привело к двум авиационным происшествиям (катастрофа и авария) с воздушными судами авиации общего назначения. В течение 2022 года по этим причинам произошло 8 инцидентов.

В приложении к данной информации приведены примеры авиационных происшествий и инцидентов, связанных эксплуатацией воздушных судов на топливе, характеристики или состояние которого не обеспечивают безопасность полетов.

Наиболее распространенными причинами авиационных происшествий и инцидентов является заправка воздушного судна топливом, характеристики которого не удовлетворяют требованиям для авиационных горюче-смазочных материалов, а также содержащим недопустимые примеси или воду (примеры событий приведены в разделах 1 и 2 приложения к данной информации). Попадание в топливо механических примесей является, как правило, следствием отклонений при изготовлении воздушного судна и выполнении работ по техническому обслуживанию (примеры событий приведены в разделе 5 приложения).

При расследованиях авиационных событий отмечалось попадание в топливные баки воздушного судна недопустимых примесей из емкостей хранения (транспортировки) и трубопроводов наземной системы заправки воздушных судов. Причинами этих событий являлись отклонения при выполнении работ по реконструкции или ремонту топливных магистралей (примеры событий приведены в разделе 3 приложения к данной информации).

Длительные перерывы в полетах и скапливание воды в баках и могут создавать благоприятные условия для роста микробиологических процессов в топливе. Связанная с этим активность микроорганизмов приводит к изменению свойств топлива и образованию в нем примесей, вызывающих отказы топливной аппаратуры воздушного судна (примеры событий приведены в разделе 4 приложения к данной информации).

В целях обеспечения безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий, связанных с авиатопливообеспечением, в 2021 году ФГУП ГосНИИ ГА разработаны Методические рекомендации по применению авиаГСМ, в которых содержатся рекомендации эксплуатантам и владельцам воздушных судов по взаимодействию с поставщиками авиаГСМ (http://gosniiga.ru/wp-content/uploads/2021/12/1_2021-MR-po-primeneniyu-aviaGSM.pdf). Кроме того, для исключения заправки в воздушных судов некондиционным топливом Росавиацией выпущены директивы по безопасности полетов (письма Росавиации от 02.12.2022 N Исх-52695/04 и от 15.12.2022 N Исх-55299/04), содержащие указания территориальным органам Росавиации, а также рекомендации организациям осуществляющим заправку воздушных судов и операторам аэродромов гражданской авиации.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации. Рекомендовать эксплуатантам воздушных судов и операторам аэродромов.

1.2. Обратить внимание инженерно-технического персонала на рекомендации разработчиков воздушных судов по обеспечению чистоты топливных баков воздушных судов, выполнению мероприятий для исключения роста микробиологических процессов в топливе, регулярному сливу отстоя топлива с целью исключения образования льда в топливных баках воздушного судна.

1.3. Провести дополнительные занятия с членами летных экипажей по действиям экипажа в соответствии с эксплуатационной документацией воздушного судна при появлении сигнализации о засорении топливных фильтров двигателей и по причинам срабатывания данной сигнализации. Обратить внимание на неукоснительное выполнение требований руководства по производству полетов о том, что командир воздушного судна обязан внести в бортовой журнал записи обо всех известных или предполагаемых дефектах.

1.4. Обратить внимание подчиненного персонала на информацию о происшедшем 26.11.2022 в аэропорту Новокузнецк случае обнаружения в предназначенном для заправки воздушных судов топливе кристаллов льда и связанные с этим рекомендации, включенные в директиву по безопасности полетов - письмо Росавиации от 15.12.2022 N Исх-55299/04.

1.5. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до поставщиков услуг по авиатопливообеспечению.

1.6. В рамках функционирования системы управления безопасности полетов и при заключении договоров на оказание услуг по авиатопливообеспечению обращать внимание на учет поставщиком данных услуг общепризнанной мировой практики в топливной сфере, общие сведения о которой включены в Руководство по снабжению гражданской авиации реактивным топливом (документ ИКАО N 9977), в том числе:

а) наличие системы управления безопасностью и качеством операций по приему, хранению, контролю показателей топлива и процедурам заправки воздушных судов (глава 2 "Управление безопасностью, качеством и операциями" документа N 9977);

б) обеспечение процедур контроля качества авиатоплива и его безопасной доставки к местам хранения в аэропорту и для заправки воздушного судна (разделы 3.6 "Документация", 3.9 "Контроль" и глава 4 "Система поставок и распределения" документа N 9977);

в) использование только предусмотренных государственными (отраслевыми) стандартами или эксплуатационной документацией воздушных судов присадок в авиационное топливо (раздел 3.3 "Присадки" документа N 9977);

г) наличие (использование) лабораторий для контроля качества авиатоплива, способных гарантировать эффективную систему управления качеством (раздел 3.5 "Лабораторные требования" документа N 9977);

д) планирование, обеспечение (в том числе привлечение подготовленного персонала) и контроль работ по периодическому обслуживанию, ремонту, модернизации и строительству средств хранения, транспортировки и заправки воздушных судов (разделы 3.8 "Проектно-конструкторские стандарты и процедуры ввода в эксплуатацию/технического обслуживания", 3.10 "Подготовка персонала и порядок действий в аварийной ситуации" и 5.2 "Проектирование, строительство и техническое обслуживание" документа N 9977).

1.7. Для принятия решения о необходимости разработки совместно с поставщиками услуг по авиатопливообеспечению мероприятий по безопасности полетов учитывать следующие факторы опасности, которые могут характеризовать проблемы авиатопливообеспечения:

а) обнаружение на фильтрах воздушного судна отложений, нехарактерных для нормальной эксплуатации;

б) увеличение частоты замен фильтроэлементов;

в) досрочный съем топливо-регулирующей аппаратуры двигателей и агрегатов топливной системы воздушного судна, а также обнаружение необычных отложений, повышенного износа или коррозии деталей агрегатов;

г) нетипичные отклонения при заправке воздушного судна, такие как повышение перепада давления на фильтре топливозаправщика, вибрация заправочного рукава;

д) случаи недопустимой деформации фильтрующего элемента фильтра;

е). получение информации об обнаружении в районе аэродрома загрязнений почвыи грунтовых вод нефтепродуктами, что может быть связано с негерметичностью резервуаров или подземных топливных коммуникаций;

ж) обнаружение отклонения при ремонте или строительстве наземных систем заправки воздушных судов (например, необеспечение герметичности трубопроводов при их укладке);

з) нарушения технологии заправки воздушного судна, а также правил движения автотранспорта по территории аэродрома, свидетельствующие о недостатках подготовки и контроля за специалистами поставщика услуг по авиатопливообеспечению.

1.8. При выявлении потенциально опасных проблем при предоставлении услуг по авиатопливообеспечению, которые не могут быть решены самостоятельно в рамках системы управления безопасностью полетов, информировать об этом Росавиацию в соответствии с пунктами 5, 6 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 N 642.

1.9. Обратить внимание на разработанные ФГУП ГосНИИ ГА Методические рекомендации по применению авиаГСМ и другие методические рекомендации по вопросам использования авиационных ГСМ, размещенные на официальном сайте ГосНИИ ГА.

2. Руководителю Южного МТУ Росавиации В.Н. Силаеву до 01.02.2023 представить в Управление поддержания летной годности воздушных судов Росавиации письменный отчет АО "Авиакомпания "АЗИМУТ" о принятых мерах по устранению выявленных в ходе расследования нарушений и выполнению рекомендаций раздела 6 Отчета по результатам расследования инцидента с самолетам RRJ-95B-100 RA-89136, происшедшего 08.12.2022 в районе аэродрома Калуга.

А.В.НЕРАДЬКО