4. Микробиологические загрязнения и связанные с этим факторы опасности

4. Микробиологические загрязнения и связанные

с этим факторы опасности

02.09.2017 в Свердловской области произошла авария ЕЭВС самолета ТР-301 RA-40462.

При выполнении захода на посадку, на высоте 100 метров, произошло "зависание оборотов" двигателя на режиме малого газа. При выполнении вынужденной посадки самолет получил значительные повреждения.

В ходе исследования топлива, отобранного из топливного фильтра самолета, был сделан вывод, что величины проверенных физико-химических показателей качества топлива не соответствуют статистическим значениям для авиационного топлива:

"внешний вид": топливо мутное, большое количество механических примесей, наличие в механических примесях частиц в виде комочков типа "слизи";

"наличие микробиологических загрязнений": присутствует тяжелая форма заражения (23600 колониеобразующих единиц на литр). Наличие микробиологических загрязнений негативно влияет на работу топливных систем ВС путем забивки топливо-регулирующей аппаратуры и фильтроэлементов топливных систем продуктами их жизнедеятельности в виде мелкодисперсных порошкообразных осадков преимущественно органической природы, слизи, пены, а также в виде продуктов коррозии.

Кроме того, в ходе расследования было установлено, что:

в топливной системе самолета было применено топливо, не предусмотренное для заправки воздушных судов;

в топливе, отобранном из регулятора подачи топлива, было обнаружено значительное количество консервационных масел, что является недопустимым согласно требованиям технологии проведения расконсервации двигателя.

Окончательный отчет по результатам расследования аварии размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/bd3/report_ra-40462.pdf.

29.03.2019 при снижении для посадки в аэропорту Кансай (Япония) произошел серьезный инцидент с самолетом Боинг-787-8 VH-VKJ.

В процессе снижения, на высоте 4900 метров, произошло самопроизвольное уменьшение оборотов ниже режима малого газа сначала правого, а затем, на высоте 3600 метров, левого двигателя. Экипаж самолета произвел благополучную посадку в аэропорту Кансай.

По результатам расследования было установлено, что 27.03.2019 проводилась обработка топливных баков самолета с использованием биоцида "Kathon FP1.5" для предотвращения микробиологических процессов в топливе. Руководство по эксплуатации самолета (AMM) устанавливает требования к соотношению топлива и биоцида при обработке топливных баков. В процессе технического обслуживания, учитывая остаток топлива в левом и правом топливном баке, заправка была произведена с повышенным содержанием биоцида. Наиболее вероятно, топливо с повышенной концентрацией биоцида не смешивалось с имевшимся топливом в топливных баках.

При исследовании биоцида "Kathon FP1.5" было установлено, что соли магния, содержащиеся в данном биоциде, не растворяются в топливе. Соль магния растворяется в воде, если в топливе присутствует водная фаза. Как следствие, соли магния осаждались или накапливались в двигателях, что в итоге привело к сбоям в работе топливной автоматики.

Отчет по результатам расследования размещен на официальном сайте Бюро по безопасности на транспорте Японии в сети Интернет по адресу: https://www.mlit.go.jp/jtsb/eng-air_report/VHVKJ.pdf.