2. Недопустимые примеси и вода в топливе при заправке воздушного судна

2. Недопустимые примеси и вода в топливе при заправке

воздушного судна

18.06.2009 произошел инцидент с самолетом Ту-204-100В RA-64047.

При заходе на посадку в аэропорту Анталия (Турция) произошло срабатывание сигнализации засорения топливного фильтра двигателя N 1.

Пробы топлива, отобранные из топливных баков, содержали две фазы жидкости. Во всех пробах верхний слой жидкости был идентифицирован как топливо, нижний - как водный слой.

Пробы топлива не выдержали испытания по показателю "термоокислительная стабильность при контрольной температуре 260 °C" - имелись нехарактерные отложения голубого цвета. Кроме того, пробы топлива имели значения показателя "взаимодействие с водой, оценка светопропускания микросепарометром" ниже статистических (данный показатель характеризует водоотделяющую способность топлива, в том числе содержание в топливе поверхностно-активных веществ; низкие значения показателя могут свидетельствовать о содержании в топливе следовых количеств органических примесей).

При исследовании методом масс-спектрометрии - газовой хроматографии с использованием модельных смесей с метиловыми эфирами жирных кислот (FAME) было установлено, что проба топлива, отобранная из расходного отсека левого бака самолета, содержит метиловые эфиры пальмитиновой и стеариновой жирных кислот. Метиловые эфиры жирных кислот являются основным компонентом биотоплива. В частности, найденные метиловые эфиры пальмитиновой и стеариновой жирных кислот - это основные компоненты биотоплива на основе соевого, рапсового и пальмового масел. В образцах сравнения авиатоплива производства российских нефтеперерабатывающих заводов подобные соединения обнаружены не были.

Таким образом, причиной инцидента явилось попадание в процессе заправки в топливные баки самолета биотоплива, компоненты которого стали как источником самостоятельного загрязнения фильтров, так и возможным инициатором окислительных процессов топлива и процессов коррозии.

03.04.2016 в районе Нижнекамска произошла авария самолета Ан-2 RA-54828.

При выполнении авиационно-химических работ произошел отказ двигателя.

В пробах топлива, слитых из баков самолета, в ходе расследования было обнаружено значительное количество воды: 42% бензина и 58% воды в первой пробе и 65% бензина и 35% воды во второй пробе.

Комиссией по расследованию был сделан вывод, что вода в топливо могла попасть в результате нарушения экипажем технологии заправки самолета топливом на оперативной точке и отсутствия контроля за состоянием используемых для заправки бочек.

Был произведен осмотр резервуарного парка ГСМ поставщика топлива. Техническая документация на резервуар не была представлена. При визуальном осмотре резервуара было выявлено отсутствие сифонного крана для слива отстоя. Не были представлены данные о периодической зачистке резервуара (графики зачистки, акт на выполненную зачистку), данные по внутренней антикоррозионной защите резервуара, документы о поступлении топлива на склад (накладная, паспорт на топливо). В резервуарном парке отсутствовала система фильтрации топлива.

Окончательный отчет по результатам расследования аварии размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/fle/report_ra-54828.pdf.

20.04.2022 произошли инциденты с самолетами RRJ-95LR-100 RA-89082 и RA-89088.

На самолете RRJ-95LR-100 RA-89082 выполнялся полет по маршруту Ноябрьск - Домодедово. После взлета в аэропорту Ноябрьск произошло срабатывание сигнализации о засорении топливного фильтра правого двигателя, без изменения параметров работы двигателя. Экипаж ВС продолжил полет по маршруту и произвел благополучную посадку.

На самолете RRJ-95LR-100 RA-89088 выполнялся полет по маршруту Ноябрьск - Салехард. После взлета в аэропорту Ноябрьск произошло срабатывание сигнализации о засорении топливного фильтра левого двигателя, без изменения параметров его работы. Экипаж ВС продолжил полет по маршруту и произвел благополучную посадку.

Аналогичный инцидент произошел 22.04.2022 с самолетом RRJ-95LR-100 RA-89089. После взлета в аэропорту Ноябрьск произошло срабатывание сигнализации о засорении топливного фильтра левого двигателя, без изменения параметров работы двигателя.

Проверка авиатопливообеспечения в аэропорту Ноябрьск не выявила отклонений, которые могли бы привести к инцидентам.

По результатам специального исследования фильтров и проб топлива, отобранных из воздушных судов, был сделан вывод, что одна из предыдущих заправок была произведена из топливозаправщика с разрушающимися фильтроэлементами. На это указывало большое количество обнаруженных на фильтрах воздушных судов волокон, родственных по составу соединениям, входящим в состав отдельных слоев фильтроэлементов наземной системы фильтрации. Разрушающиеся фильтроэлементы не могли обеспечить должную степень фильтрации топлива, в результате чего в топливную систему самолета попали загрязнения из окружающей среды (глинистые и суглинистые загрязнения), а также технологические загрязнения из средств хранения и заправки (продукты коррозии, сколы ЛКП, волокна).

В ходе расследования не представилось возможным определись аэродром, на котором была произведена заправка воздушных судов из топливозаправщика с разрушающимися фильтроэлементами.

Материалы расследования инцидентов размещены в АМРИПП Росавиации, учетные N 222181 и 222222.