5. Посторонние примеси в топливе вследствие недостатков при изготовлении или техническом обслуживании воздушных судов

5. Посторонние примеси в топливе вследствие

недостатков при изготовлении или техническом

обслуживании воздушных судов

30.05.2014 при полете по маршруту Омск - Красноярск произошел инцидент с вертолетом Ми-8МТВ-1 RA-25185.

Выполнялась перегонка вертолета к месту базирования после ремонта. Вертолет был оборудован верхними дополнительными топливными баками, установленными после завершения программы летных испытаний. Суммарная заправка вертолета топливом составляла 5675 литров.

Через 4,5 часа полета произошло срабатывание сигнализации засорения топливного фильтра левого двигателя. Экипаж ВС произвел благополучную посадку на аэродроме Красноярск (Емельяново).

При сливе топлива из подвесных и расходного баков вертолета было обнаружено большое количество механических примесей в виде хлопьев белого цвета. На фильтроэлементах входных топливных фильтров обоих двигателей было обнаружено большое количество вещества белого цвета. Время проливки фильтроэлемента левого двигателя составило 60 секунд, правого 50 секунд, при норме не более 5 секунд.

В ходе исследований топлива и механических примесей, выделенных из проб топлива, было установлено, что белые частицы являются преимущественно органическими соединениями (примерно 95%), по составу схожими с органическими соединениями солей стеариновых кислот, входящими в состав смазок типа ЦИАТИМ-201.

Попадание смазки ЦИАТИМ-201 в топливную систему вертолета произошло после выполнения наземно-летных испытаний вертолета на этапе установки внешних дополнительных топливных баков. Вероятной причиной попадания смазки ЦИАТИМ-201 во внутренние полости топливной системы является ее нанесение в избыточном количестве на резьбовые части соединительной арматуры при сборке дюритовых соединений. Нанесение избыточного количества смазки ЦИАТИМ-201 явилось следствием нарушения технологии работ по монтажу верхних дополнительных топливных баков на воздушное судно.

Материалы расследования инцидента размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 142985.

16.04.2015 в аэропорту Шереметьево произошел инцидент с самолетом RRJ-95B RA-89014.

После посадки и освобождения ВПП произошло срабатывание сигнализации о неисправности с последующим самовыключением двигателя N 2.

В ходе расследования инцидента было установлено, что в предыдущий период эксплуатации самолета дважды происходили события, связанные с засорением топливных фильтров:

26.02.2014 в полете срабатывала сигнализация засорения топливного фильтра правого двигателя. Были выполнены работы по очистке топливных баков от алюминиевой стружки;

09.04.2014 в полете срабатывала сигнализация засорения топливного фильтра правого двигателя. При осмотре фильтров левого и правого двигателей была обнаружена металлическая стружка.

Вследствие наличия в топливном баке механических примесей (стружки из алюминиевого сплава) произошел отказ клапана активации обводной линии топливного фильтра. Посторонние частицы препятствовали нормальной подаче топлива к отсечному клапану, что привело к выключению двигателя.

Засорение топливных баков явилось следствием некачественной очистки топливных баков при изготовлении самолета.

Материалы расследования инцидента размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 152103.

22.05.2017 в Тюменской области произошел инцидент с вертолетом Ми-8АМТ RA-22428.

Через 35 минут полета произошло срабатывание сигнализации засорения топливного фильтра левого двигателя. Экипаж ВС принял решение о возврате на аэродром вылета.

12.05.2017 с вертолетом происходил аналогичный инцидент, связанный с засорением топливного фильтра правого двигателя. При осмотре топливного фильтра были обнаружены механические примеси в виде коксовых отложений. Для устранения загрязнений был произведен демонтаж подвесных топливных баков вертолета и их промывка. После установки баков на вертолет инженерно-техническим персоналом была произведена "дезинфекция топливной системы ВС путем прокачки 300 л топлива и 30 литров жидкости И-М".

После инцидента 22.05.2017 на фильтрах тонкой очистки левого и правого двигателей был обнаружен налет коричневого цвета, время проливки фильтров превысило установленную норму. В слитом из баков вертолета топливе была обнаружена эмульсия бело-серого цвета с осадком коричневого цвета.

В связи с инцидентом 22.05.2017 образцы топлива из расходного, левого и правого подвесных баков вертолета были направлены для проведения специального исследования.

При визуальном осмотре образцов топлива было обнаружено, что оно представляет собой двухфазную жидкость, которая при перемешивании мутнеет, наблюдается легкая "дымка". Нижняя фаза жидкости была идентифицирована как смесевой раствор присадки И-М (порядка 91 - 93%) и воды. Жидкость верхнего слоя была идентифицирована как авиационное топливо с очень большим содержанием ПВК жидкости, не характерным для условий нормальной эксплуатации (от 18 до 21%).

Посторонние отложения, обнаруженные в полости расходного бака, были идентифицированы как продукты взаимодействия и разрушения материалов, контактирующих со смесевыми растворами жидкости И-М, в том числе волокнистых материалов и уплотнений. Дополнительную составляющую в состав загрязнений добавили продукты коррозии металлов, контактирующих с присадкой И-М, и загрязнения, характерные для типичных загрязнений из окружающей среды, технологических загрязнений средств транспортировки и хранения, в также продуктов износа узлов и агрегатов.

Таким образом, засорение топливного фильтра левого двигателя в полете 22.05.2017 явилось следствием, наиболее вероятно, существенной передозировки жидкости И-М в топливо, что привело к разрушению материалов агрегатов топливной системы, контактировавших со смесевыми растворами жидкости И-М.

Материалы расследования инцидента размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 172624.