Все новости
Сегодня
Минцифры подготовило новшества в сфере мобильной связи для абонентов и операторов
Сегодня
Суд: отказ в финансировании предупредительных мер из-за ошибок в заявлении и документах неправомерен
Сегодня
Суды не увидели дробления госзакупки в нескольких похожих сделках с единственным поставщиком
Сегодня
Клиника не смогла оспорить отказ в оплате услуг, хотя объем помощи по ОМС уменьшили в конце года
Сегодня
Кассация не разрешила выплатить надбавку за качество работ за счет субсидии на госзадание
Сегодня
Обеспечительные меры: приостановить решение налоговой помогли правильные аргументы компании в суде
Сегодня
Уведомление о сокращении выслали почтой, работник получил его позже срока — суды отменили увольнение
Сегодня
Железнодорожный транспорт: перечень индикаторов риска нарушений значительно расширен
1 мая
Налог на прибыль: первичка не подтверждает убытки, если их не отразили в декларациях, решил суд
1 мая
Суды: обучение немедицинского персонала нельзя оплатить за счет ОМС
1 мая
Минпромторг предложил эксперимент по маркировке ряда бакалейных товаров
1 мая
Больничный выдан за отработанный день – вместо пособия можно перечислить зарплату, решил суд
1 мая
С 1 мая сведения об обороте БАДов и кожных антисептиков направлять в систему маркировки обязательно
30 апреля
Госслужащий был на больничном с января по май – суд не освободил его от сдачи справки о доходах
30 апреля
Утвержден список льготников, которых освободят от комиссии при оплате услуг ЖКХ
30 апреля
Госреестр лекарств: подготовлены новые правила размещения в интернете информации о регистрации
30 апреля
Электронные повестки: опубликовано положение о реестре воинского учета
30 апреля
ЕФС-1 с разделом 2 не приняли из-за ошибки в регистрационном номере – суд отменил штраф
29 апреля
Страховой стаж для расчета выплат по больничному: Минтруд планирует уточнить порядок подсчета
29 апреля
Психиатрическая помощь: как будут оповещать представителя пациента о помещении больного в стационар
29 апреля
Региональным операторам капремонта разрешат заключать офсетные контракты: проект Минстроя
29 апреля
Суды: покупка диаскинтеста и туберкулина за счет ОМС – нецелевой расход
27 апреля
Налог на прибыль и НДФЛ: спецперечень офшоров на 2024 - 2026 годы опубликован
27 апреля
Акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений будут составлять по новой форме
27 апреля
Регулирование майнинга и ужесточение оборота криптовалют: в Госдуму внесена новая редакция поправок
27 апреля
Обновлен порядок выплат медикам за выявление онкологии при диспансеризации
27 апреля
Суд решил, что при госзакупке услуг по озеленению территории применять доптребования не нужно
27 апреля
Применение ККТ: ФНС подготовила правила проверок в 2024 году
27 апреля
Минфин планирует повысить минимальные цены на алкоголь крепостью свыше 28%
27 апреля
Акцизы на алкоголь: ФНС уточнила, какие коды указывать в декларации
27 апреля
Минздрав и Минтруд пояснили, как обеспечить долю выплат по окладам медиков не ниже 50%
27 апреля
Обзор новых антикризисных мер за 20 – 26 апреля
27 апреля
Если право на инвестиционный вычет утрачено, остаток нельзя перенести на будущее, указал Минфин
27 апреля
Минфин пояснил, когда надо амортизировать НМА, учтенный в материальных расходах
27 апреля
Суды напомнили: совместителя можно уволить, если на его место переводят основного работника
27 апреля
Психиатрические диспансеры будут взаимодействовать с полицией — проект внесен в Госдуму
9 декабря 2019

Реформа контроля и надзора: как правительство планирует изменить систему проверок бизнеса

Правительство внесло в Госдуму масштабный проект, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Задачи проекта: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям больше гарантий.

Какие сферы не затрагивает проект

Проект не распространяется, в частности, на следующие области контроля и надзора:

  • налоговый, валютный, таможенный контроль;
  • контроль за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок по Закону N 223-ФЗ;
  • контроль за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
  • контроль в сфере ПОД/ФТ.

Проект не затрагивает функции Банка России по контролю (надзору):

  • за кредитными организациями и банковскими группами;
  • некредитными финансовыми организациями;
  • соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
  • соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • в сфере корпоративных отношений в АО.

Онлайн-взаимодействие

Можно будет через Интернет подавать ходатайства, жалобы, замечания, возражения, представлять доказательства, а также документы и сведения иного характера. Для этого создадут специальный личный кабинет. Контрольно-надзорные органы смогут сообщать компаниям о своих действиях и решениях не только через личный кабинет, но и, например, через Единый портал госуслуг.

Профилактика нарушений

Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены новые профилактические мероприятия, среди которых следующие:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят критерии добросовестности, конкретные виды поощрений и пр.;
  • профилактическое сопровождение — рекомендация от надзорного органа об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Чтобы получить такую рекомендацию, нужно будет подать заявление и заключить с органом соглашение;
  • самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения требований. Пока такая декларация действует, в отношении компании не будут проводить плановые контрольно-надзорные мероприятия;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности компании. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

Компании смогут подтверждать соблюдение обязательных требований с помощью третьих лиц. Это позволит избежать плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

Такую негосударственную оценку можно будет провести с помощью:

  • аккредитованной независимой организации. Она сможет выдать компании на срок не более трех лет заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • СРО. В проекте не говорится о том, как можно будет заменить контрольно-надзорные мероприятия членством в СРО. Вместе с тем отдельно установят правила взаимодействия СРО с органами;
  • страховой организации. С ней можно будет заключить договор страхования рисков причинения вреда. Это освободит клиента от контрольно-надзорных мероприятий, но не от ответственности за нарушение обязательных требований.

Рассмотренная возможность не коснется муниципального контроля.

Контрольно-надзорное производство

Это комплекс действий и решений органов, направленных:

  • на оценку соответствия объектов контроля обязательным требованиям;
  • исполнение решений по итогам такой оценки.

Должностные лица и компании будут обязаны выполнять требования и запросы, предъявленные в рамках контрольно-надзорного производства.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий будет возможным после открытия указанного производства. Открыть его смогут только при наличии определенных поводов и оснований.

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок планируют не только за счет установления приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

  • выездное обследование. Чтобы визуально оценить, соблюдает ли компания обязательные требования, взаимодействовать с ней инспекторы не будут. Например, они смогут проводить осмотр общедоступных производственных объектов;
  • мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
  • выборочный контроль. Это изъятие образцов товаров для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
  • инспекционный визит. Он необходим для предотвращения риска причинения вреда. Компании должна будет обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения;
  • рейд. Его будут проводить, например, в отношении объектов контроля, которыми владеют несколько лиц.

Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Планируют зафиксировать перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. Сейчас в подобном списке такого нарушения нет.

Планируется, что закон, о проекте которого идет речь, вступит в силу с 1 января 2021 года.

Связанные новости