Жизненный цикл объекта капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Жизненный цикл объекта капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)у вас заключен контракт жизненного цикла (предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства) или контракт, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, и при их исполнении сметная стоимость превысила цену контракта (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)у вас заключен контракт жизненного цикла (предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства) или контракт, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, и при их исполнении сметная стоимость превысила цену контракта (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Следует подчеркнуть, что предлагаемое определение строительных отходов охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений. Согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений жизненный цикл объекта представляет собой совокупность последовательных стадий, включающих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство (включая консервацию), эксплуатацию (в том числе текущий ремонт), реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос здания или сооружения. В этой связи закрепляемое в законопроекте понятие строительных отходов отражает системный подход, в рамках которого обращение с отходами рассматривается как неотъемлемый элемент всех стадий жизненного цикла объектов капитального строительства - от их создания до сноса. Такой подход обеспечивает преемственность нормативного регулирования и способствует формированию целостной правовой модели обращения с отходами в строительной сфере.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Следует подчеркнуть, что предлагаемое определение строительных отходов охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений. Согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений жизненный цикл объекта представляет собой совокупность последовательных стадий, включающих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство (включая консервацию), эксплуатацию (в том числе текущий ремонт), реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос здания или сооружения. В этой связи закрепляемое в законопроекте понятие строительных отходов отражает системный подход, в рамках которого обращение с отходами рассматривается как неотъемлемый элемент всех стадий жизненного цикла объектов капитального строительства - от их создания до сноса. Такой подход обеспечивает преемственность нормативного регулирования и способствует формированию целостной правовой модели обращения с отходами в строительной сфере.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Новое правовое регулирование в части процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос, а также в части определения перечня документов, необходимых для его осуществления, требований, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса, требований к специализированной организации, осуществляющей снос капитального строения, не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности по принудительному исполнению требований исполнительного документа и не исключает возможность применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных статьей 107 Закона об исполнительном производстве, в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Новое правовое регулирование в части процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос, а также в части определения перечня документов, необходимых для его осуществления, требований, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса, требований к специализированной организации, осуществляющей снос капитального строения, не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности по принудительному исполнению требований исполнительного документа и не исключает возможность применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных статьей 107 Закона об исполнительном производстве, в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления.
Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2021 N 3719-р
(ред. от 16.01.2024)
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в РФ>Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства
(ред. от 16.01.2024)
<Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в РФ>Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Вероятно, столь широкая трактовка понятия "техническая документация" для целей договора на выполнение проектных работ вряд ли оправданна, так как, исходя из существа предмета договора, в нее в обязательном порядке не должны включаться все указанные элементы. Представляется, что следует разграничить понятие технической документации, используемое применительно ко всему жизненному циклу объекта капитального строительства и понятие технической документации как предмета исполнения по договору на выполнение проектных работ. Последнее целесообразно закрепить не в Градостроительном кодексе, а в § 4 гл. 37 ГК РФ.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Вероятно, столь широкая трактовка понятия "техническая документация" для целей договора на выполнение проектных работ вряд ли оправданна, так как, исходя из существа предмета договора, в нее в обязательном порядке не должны включаться все указанные элементы. Представляется, что следует разграничить понятие технической документации, используемое применительно ко всему жизненному циклу объекта капитального строительства и понятие технической документации как предмета исполнения по договору на выполнение проектных работ. Последнее целесообразно закрепить не в Градостроительном кодексе, а в § 4 гл. 37 ГК РФ.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 2 Извещения установлено, что Запрос котировок проводится среди участников, признанных на момент размещения информации о проведении Запроса котировок в ЕИС прошедшими предварительный квалификационный отбор с ограничением срока подачи заявок в электронной форме с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по договорам жизненного цикла на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 2 Извещения установлено, что Запрос котировок проводится среди участников, признанных на момент размещения информации о проведении Запроса котировок в ЕИС прошедшими предварительный квалификационный отбор с ограничением срока подачи заявок в электронной форме с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по договорам жизненного цикла на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Например, государственные, муниципальные контракты на проектирование и строительство объектов инфраструктуры, контракты жизненного цикла, офсетные контракты, специальные инвестиционные контракты, договоры аренды с инвестиционными обязательствами, создание юридических лиц с публичным участием, комплексное развитие территории, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пр.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Например, государственные, муниципальные контракты на проектирование и строительство объектов инфраструктуры, контракты жизненного цикла, офсетные контракты, специальные инвестиционные контракты, договоры аренды с инвестиционными обязательствами, создание юридических лиц с публичным участием, комплексное развитие территории, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пр.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Кассационном определении СКАД ВС России от 3 июня 2020 г. N 66-КА20-2 <485>, которым отменены акты нижестоящих судебных инстанций и признано незаконным постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, сделан вывод, что ссылки нижестоящих судебных инстанций в подтверждение законности административного акта на положения ГсК РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) о сносе объектов капитального строительства (ст. 55.30, 55.31, 55.32, 55.33) основаны на ошибочном толковании указанных норм. Как отмечено при этом, федеральный законодатель, вводя новое правовое регулирование в части процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос, и определяя перечень документов, необходимых для осуществления сноса, требования, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса, требования к специализированной организации, осуществляющей снос капитального строения, не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности по принудительному исполнению требований исполнительного документа и не исключает возможность применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В Кассационном определении СКАД ВС России от 3 июня 2020 г. N 66-КА20-2 <485>, которым отменены акты нижестоящих судебных инстанций и признано незаконным постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, сделан вывод, что ссылки нижестоящих судебных инстанций в подтверждение законности административного акта на положения ГсК РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) о сносе объектов капитального строительства (ст. 55.30, 55.31, 55.32, 55.33) основаны на ошибочном толковании указанных норм. Как отмечено при этом, федеральный законодатель, вводя новое правовое регулирование в части процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос, и определяя перечень документов, необходимых для осуществления сноса, требования, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса, требования к специализированной организации, осуществляющей снос капитального строения, не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности по принудительному исполнению требований исполнительного документа и не исключает возможность применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления.
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить заключенный на срок не менее одного года контракт, цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ. Это касается контрактов жизненного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, контрактов, определенных ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, и контрактов на выполнение работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия. К отмеченным обстоятельствам относятся в том числе необходимость изменения проектной документации или существенное увеличение стоимости строительных ресурсов, которое привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021).
(КонсультантПлюс, 2025)возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить заключенный на срок не менее одного года контракт, цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ. Это касается контрактов жизненного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, контрактов, определенных ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, и контрактов на выполнение работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия. К отмеченным обстоятельствам относятся в том числе необходимость изменения проектной документации или существенное увеличение стоимости строительных ресурсов, которое привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021).
Статья: Публичные процедуры лицензирования деятельности в сфере ядерной энергетики в Великобритании и США
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)По мнению М.С. Лизиковой <15>, процедуры лицензирования включают в себя четыре этапа, проведение которых завершается выдачей лицензии на период всего жизненного цикла объекта, включая его строительство, ввод в эксплуатацию, использование, а также прекращение хозяйственной деятельности и восстановление территории, при этом санкционирование работ по возведению и эксплуатации ядерной установки производится отдельно.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)По мнению М.С. Лизиковой <15>, процедуры лицензирования включают в себя четыре этапа, проведение которых завершается выдачей лицензии на период всего жизненного цикла объекта, включая его строительство, ввод в эксплуатацию, использование, а также прекращение хозяйственной деятельности и восстановление территории, при этом санкционирование работ по возведению и эксплуатации ядерной установки производится отдельно.
Статья: О роли жизненного цикла в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)При этом понятие жизненного цикла является интегративным, позволяющим объединить юридические и экономические начала, и в их единстве отражается комплексное системное понимание динамических особенностей определенных экономико-правовых терминов. В экономике жизненный цикл рассматривается традиционно как производственный процесс, цикл, выражающийся в нормо-часах <3>. В российском законодательстве этот термин используется только в контексте одной из форм государственно-частного партнерства как "контракт жизненного цикла", суть которого заключается в необходимости обеспечения частным партнером жизненного цикла объекта публично-частного партнерства, начиная с его проектирования, строительства до эксплуатации, обслуживания и последующей передачи публичному партнеру <4>. Соответственно, главные особенности данной формы государственно-частного партнерства и заключаются в сущности самого жизненного цикла продукции.
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)При этом понятие жизненного цикла является интегративным, позволяющим объединить юридические и экономические начала, и в их единстве отражается комплексное системное понимание динамических особенностей определенных экономико-правовых терминов. В экономике жизненный цикл рассматривается традиционно как производственный процесс, цикл, выражающийся в нормо-часах <3>. В российском законодательстве этот термин используется только в контексте одной из форм государственно-частного партнерства как "контракт жизненного цикла", суть которого заключается в необходимости обеспечения частным партнером жизненного цикла объекта публично-частного партнерства, начиная с его проектирования, строительства до эксплуатации, обслуживания и последующей передачи публичному партнеру <4>. Соответственно, главные особенности данной формы государственно-частного партнерства и заключаются в сущности самого жизненного цикла продукции.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Принципиально важно, что использование информационных моделей предусмотрено не только на стадии проектирования и строительства, но и на протяжении всего жизненного цикла объектов капитального строительства. Сведения, документы, материалы по эксплуатации здания, сооружения, в том числе о проведенном техническом обслуживании здания, сооружения, текущем ремонте здания, сооружения, эксплуатационном контроле, подлежат включению в информационную модель в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными. Кодексом предусмотрено включение информационных моделей в государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Принципиально важно, что использование информационных моделей предусмотрено не только на стадии проектирования и строительства, но и на протяжении всего жизненного цикла объектов капитального строительства. Сведения, документы, материалы по эксплуатации здания, сооружения, в том числе о проведенном техническом обслуживании здания, сооружения, текущем ремонте здания, сооружения, эксплуатационном контроле, подлежат включению в информационную модель в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными. Кодексом предусмотрено включение информационных моделей в государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации.
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракты жизненного цикла, предусматривающие проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, и контракты, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, также можно изменить, если:
(КонсультантПлюс, 2025)Контракты жизненного цикла, предусматривающие проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, и контракты, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, также можно изменить, если:
Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать
(КонсультантПлюс, 2025)контракт жизненного цикла - если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства.
(КонсультантПлюс, 2025)контракт жизненного цикла - если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства.