Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.2 "Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Ссылка в ходатайстве на то, что жалоба была подана в установленный законом срок посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, является несостоятельной, так как частью 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ предусмотрена возможность подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", только в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 Конституции РФ"По смыслу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации отсутствие личной подписи в жалобе на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не позволяет судье считать такую жалобу соответствующей волеизъявлению лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, что, соответственно, исключает возможность возбуждения производства по такой жалобе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как составить доверенность на представление интересов физического лица в ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае представления ваших интересов в деле об административном правонарушении наделение представителя правами на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по этой жалобе, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, а также изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае представления ваших интересов в деле об административном правонарушении наделение представителя правами на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по этой жалобе, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, а также изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5);
Ситуация: Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях (в том числе в мировом суде)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)полномочия представителя, связанные с представлением интересов доверителя в деле об административном правонарушении, в том числе процессуальных прав при производстве по делу об административных правонарушениях, перечень судов, органов и должностных лиц, в отношениях с которыми представитель вправе представлять интересы доверителя. Наделение представителя правами на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по этой жалобе, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, а также изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)полномочия представителя, связанные с представлением интересов доверителя в деле об административном правонарушении, в том числе процессуальных прав при производстве по делу об административных правонарушениях, перечень судов, органов и должностных лиц, в отношениях с которыми представитель вправе представлять интересы доверителя. Наделение представителя правами на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по этой жалобе, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, а также изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности;
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.
"Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (с изменениями на 1 июля 2025 г.)"
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 46-П)
(ред. от 01.07.2025)3.6.3. К жалобам, протестам прилагаются обжалуемые определение, постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении в форме электронных документов либо в форме электронных образов, подписанные (заверенные) усиленной квалифицированной электронной подписью вынесшего его судьи либо заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью работника аппарата суда, либо определение, постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, вынесенные должностным лицом, коллегиальным органом, в форме электронных документов либо в форме электронных образов, подписанные (заверенные) усиленной квалифицированной электронной подписью в установленном порядке, а также постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в форме электронного документа либо в форме электронного образа, подписанное (заверенное) усиленной квалифицированной электронной подписью вынесшего его судьи, заместителя председателя суда, председателя суда либо заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью работника аппарата суда.
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 46-П)
(ред. от 01.07.2025)3.6.3. К жалобам, протестам прилагаются обжалуемые определение, постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении в форме электронных документов либо в форме электронных образов, подписанные (заверенные) усиленной квалифицированной электронной подписью вынесшего его судьи либо заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью работника аппарата суда, либо определение, постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, вынесенные должностным лицом, коллегиальным органом, в форме электронных документов либо в форме электронных образов, подписанные (заверенные) усиленной квалифицированной электронной подписью в установленном порядке, а также постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в форме электронного документа либо в форме электронного образа, подписанное (заверенное) усиленной квалифицированной электронной подписью вынесшего его судьи, заместителя председателя суда, председателя суда либо заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью работника аппарата суда.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Надо полагать, что включение аналогичных норм в КоАП РФ явилось бы позитивным моментом, так как позволило бы ввести деятельность судей, рассматривающих жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, в единое процессуальное русло <1>. Однако и в настоящее время судебная практика исходит из того, что если содержание жалобы не позволяет установить, чьи именно права и каким образом нарушены (например, жалоба не подписана лицом, ее подавшим, либо не содержит указание на обжалуемое постановление), то судья должен возвратить ее с обоснованием причин возврата. Соответственно, если существенные недостатки жалобы будут обнаружены судьей только в ходе судебного заседания, то возврат не может быть осуществлен, а недостатки жалобы должны быть устранены при ее рассмотрении по существу. Решение о возвращении жалобы заявителю на этапе ее принятия к производству может быть также принято судьей в случае подачи жалобы неуполномоченным лицом. Как правило, такая ситуация возникает при обжаловании должностными лицами государственных органов судебных постановлений и решений по жалобам на вынесенные ими постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1.1 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, а также при обращении с жалобой на постановление лица, ошибочно полагающего о наличии у него статуса потерпевшего по делу.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Надо полагать, что включение аналогичных норм в КоАП РФ явилось бы позитивным моментом, так как позволило бы ввести деятельность судей, рассматривающих жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, в единое процессуальное русло <1>. Однако и в настоящее время судебная практика исходит из того, что если содержание жалобы не позволяет установить, чьи именно права и каким образом нарушены (например, жалоба не подписана лицом, ее подавшим, либо не содержит указание на обжалуемое постановление), то судья должен возвратить ее с обоснованием причин возврата. Соответственно, если существенные недостатки жалобы будут обнаружены судьей только в ходе судебного заседания, то возврат не может быть осуществлен, а недостатки жалобы должны быть устранены при ее рассмотрении по существу. Решение о возвращении жалобы заявителю на этапе ее принятия к производству может быть также принято судьей в случае подачи жалобы неуполномоченным лицом. Как правило, такая ситуация возникает при обжаловании должностными лицами государственных органов судебных постановлений и решений по жалобам на вынесенные ими постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1.1 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, а также при обращении с жалобой на постановление лица, ошибочно полагающего о наличии у него статуса потерпевшего по делу.
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Из буквального толкования ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ следует, что порядок подачи жалобы в электронной форме устанавливается Правительством РФ. В частности, данный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2021 г. N 947 "Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг", которым разъяснена процедура подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае его фиксации средствами, работающими в автоматическом режиме. По общему правилу для получения уведомления о поступивших штрафах по постановлениям, вынесенным по делам об административных правонарушениях, онлайн пользователь должен подать соответствующее заявление на ЕПГУ. При этом КоАП РФ четко очерчены основания подачи такой жалобы: только на постановления по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Из буквального толкования ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ следует, что порядок подачи жалобы в электронной форме устанавливается Правительством РФ. В частности, данный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2021 г. N 947 "Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг", которым разъяснена процедура подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае его фиксации средствами, работающими в автоматическом режиме. По общему правилу для получения уведомления о поступивших штрафах по постановлениям, вынесенным по делам об административных правонарушениях, онлайн пользователь должен подать соответствующее заявление на ЕПГУ. При этом КоАП РФ четко очерчены основания подачи такой жалобы: только на постановления по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) разъясняется, что, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ. Необходимо также учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности. При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) разъясняется, что, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ. Необходимо также учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности. При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности.
Вопрос: Налоговым органом отказано в приеме декларации по причине дисквалификации директора общества. Может ли вышестоящий налоговый орган оставить жалобу на указанные действия налогового органа без рассмотрения, если жалоба будет подписана директором общества, который дисквалифицирован?
(Консультация эксперта, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской обл., 2024)Дисквалификация заключается, в частности, в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской обл., 2024)Дисквалификация заключается, в частности, в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В статье рассматриваются основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях, раскрываются требования, предъявляемые к содержанию жалоб. Обращается внимание на необходимость соблюдения срока на подачу жалобы, на полномочия лица, подписавшего жалобу, и необходимость надлежащего заверения копий, представляемых для подтверждения полномочий.
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В статье рассматриваются основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях, раскрываются требования, предъявляемые к содержанию жалоб. Обращается внимание на необходимость соблюдения срока на подачу жалобы, на полномочия лица, подписавшего жалобу, и необходимость надлежащего заверения копий, представляемых для подтверждения полномочий.
Статья: Специальные полномочия судебного представителя и их закрепление в доверенности: некоторые дискуссионные аспекты
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Перечень прав защитника и представителя, допущенных к участию в производстве по делу, закреплен в ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, и он гораздо уже того объема полномочий, которым может быть наделен представитель по гражданскому или административному делу. Это объясняется тем, что в рамках данного вида судебного производства закон, с учетом специфики сферы административной ответственности, не предусматривает возможность реализации большинства тех прав, которые влияют на предмет судебной деятельности (так называемых распорядительных полномочий). В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях нельзя, в частности, заключить мировое соглашение, соглашение по фактическим обстоятельствам, передать дело на рассмотрение третейского суда, предъявить встречный иск. Специфика способа защиты не позволяет реализовать такие права, как, например, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований. Из всех прав, определенных КоАП РФ, к специальным, используя аналогию закона, можно отнести только обжалование судебных постановлений, но повторим, что требования об обязательном указании в доверенности этого права КоАП РФ не содержит. Вместе с тем согласно разъяснениям Верховного Суда РФ следует рассматривать как специальные, а потому требующие их указания в доверенности следующие права представителя: подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, отказ от таких жалоб, получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения <11>.
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Перечень прав защитника и представителя, допущенных к участию в производстве по делу, закреплен в ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, и он гораздо уже того объема полномочий, которым может быть наделен представитель по гражданскому или административному делу. Это объясняется тем, что в рамках данного вида судебного производства закон, с учетом специфики сферы административной ответственности, не предусматривает возможность реализации большинства тех прав, которые влияют на предмет судебной деятельности (так называемых распорядительных полномочий). В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях нельзя, в частности, заключить мировое соглашение, соглашение по фактическим обстоятельствам, передать дело на рассмотрение третейского суда, предъявить встречный иск. Специфика способа защиты не позволяет реализовать такие права, как, например, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований. Из всех прав, определенных КоАП РФ, к специальным, используя аналогию закона, можно отнести только обжалование судебных постановлений, но повторим, что требования об обязательном указании в доверенности этого права КоАП РФ не содержит. Вместе с тем согласно разъяснениям Верховного Суда РФ следует рассматривать как специальные, а потому требующие их указания в доверенности следующие права представителя: подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, отказ от таких жалоб, получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения <11>.