Земли сельхозназначения в водоохранной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли сельхозназначения в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 03.10.2024 N 66а-1680/2024 (УИД 91OS0000-01-2024-000146-61)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Крым от 27.06.2024 об отказе в признании недействующими решения 84 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва N 1096 от 03.11.2023 в части, решения 94 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва N 1231 от 06.03.2024.Утверждения заявителей апелляционной жалобы о том, что действующий правовой режим участков, а также необоснованно установленное зонирование территории не позволяет использовать участки по целевому назначению при наличии прямых запретов, установленных Водным кодексом Российской Федерации, не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку отнесение земельных участков к функциональной зоне "зона сельскохозяйственного использования", а также к территориям "сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения" требования водоохранного законодательства не нарушает. При этом нахождение земель сельскохозяйственного назначения в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водных объектов не исключается, а устанавливаются на таких территориях дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Крым от 27.06.2024 об отказе в признании недействующими решения 84 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва N 1096 от 03.11.2023 в части, решения 94 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва N 1231 от 06.03.2024.Утверждения заявителей апелляционной жалобы о том, что действующий правовой режим участков, а также необоснованно установленное зонирование территории не позволяет использовать участки по целевому назначению при наличии прямых запретов, установленных Водным кодексом Российской Федерации, не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, поскольку отнесение земельных участков к функциональной зоне "зона сельскохозяйственного использования", а также к территориям "сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения" требования водоохранного законодательства не нарушает. При этом нахождение земель сельскохозяйственного назначения в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водных объектов не исключается, а устанавливаются на таких территориях дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88а-19401/2024 по делу N 2а-3985/2023 (УИД 52RS0007-01-2023-000676-04)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании предостережений незаконными.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемые предостережения и ответ являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку он в соответствии с законодательством направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования.
Решение: Отказано.Ссылка ФИО1 в кассационной жалобе о том, что принадлежащие ему земельные участки расположены в водоохранной зоне Горьковского водохранилища, в которой запрещена любая деятельность по распашке земель и вырубке лесов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых предостережений, поскольку мероприятия по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для использование его по целевому назначению, в силу действующего законодательства не ограничиваются деятельностью по распашке земель и вырубке лесов.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании предостережений незаконными.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемые предостережения и ответ являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку он в соответствии с законодательством направил в соответствующие государственные органы уведомления об использовании лесов на принадлежащих ему земельных участках с указанием видов их использования.
Решение: Отказано.Ссылка ФИО1 в кассационной жалобе о том, что принадлежащие ему земельные участки расположены в водоохранной зоне Горьковского водохранилища, в которой запрещена любая деятельность по распашке земель и вырубке лесов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых предостережений, поскольку мероприятия по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для использование его по целевому назначению, в силу действующего законодательства не ограничиваются деятельностью по распашке земель и вырубке лесов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5, 8.5.1, 8.5.3, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьями 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, 8.41.1, 8.46, 8.47, 8.50, 8.51, 8.55, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 38 - 41 статьи 19.5, статьей 19.7.16 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5, 8.5.1, 8.5.3, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьями 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, 8.41.1, 8.46, 8.47, 8.50, 8.51, 8.55, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 38 - 41 статьи 19.5, статьей 19.7.16 настоящего Кодекса.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Отклоняя доводы ответчика об использовании добытых общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке для собственных нужд в соответствии со статьей 19 Закона о недрах, суд отметил, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях применения указанной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, тогда как общество использует добытые им на земельном участке сельскохозяйственного назначения суглинки в производственной деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Отклоняя доводы ответчика об использовании добытых общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке для собственных нужд в соответствии со статьей 19 Закона о недрах, суд отметил, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях применения указанной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, тогда как общество использует добытые им на земельном участке сельскохозяйственного назначения суглинки в производственной деятельности.
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)- при принятии решения о прекращении использования леса, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, допускается рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ (п. 12) при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10);
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)- при принятии решения о прекращении использования леса, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, допускается рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ (п. 12) при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10);
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В обществе растет запрос на пользование такими природными объектами, как: 1) земли сельскохозяйственного назначения, пригодные для организации прудов, отдыха и осуществления рекреационной деятельности; 2) рекреационные зоны прибрежных территорий водных объектов; 3) особо охраняемые природные территории и объекты, в том числе находящиеся на землях населенных пунктов; 4) земли лесного фонда, пригодные для рекреации, отдыха, спорта, туризма, охоты.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В обществе растет запрос на пользование такими природными объектами, как: 1) земли сельскохозяйственного назначения, пригодные для организации прудов, отдыха и осуществления рекреационной деятельности; 2) рекреационные зоны прибрежных территорий водных объектов; 3) особо охраняемые природные территории и объекты, в том числе находящиеся на землях населенных пунктов; 4) земли лесного фонда, пригодные для рекреации, отдыха, спорта, туризма, охоты.