Земель из федеральной собственности в муниципальную
Подборка наиболее важных документов по запросу Земель из федеральной собственности в муниципальную (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 в части утвержденных им основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков государственной или муниципальной собственности подлежит применению в случаях, касающихся земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 в части утвержденных им основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков государственной или муниципальной собственности подлежит применению в случаях, касающихся земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как органы публичной власти распоряжаются публичными земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как земельные участки передаются из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность
Готовое решение: В каких случаях организация признается налоговым агентом по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.5. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.5. БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
Статья: Судебно-арбитражный концепт опосредованного владения
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Но пока что не будем забывать, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и не формализованные в настоящее время в качестве субъектов гражданского оборота федеральные территории (далее - публично-правовые образования) по смыслу положений п. 1 ст. 124, ст. 214, 215 ГК РФ являются собственниками земель и земельных участков, наделенных тем же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица, если иное не вытекает из закона или особенностей этих лиц. И ведь иное вытекает как из закона, так и из особенностей этих лиц. Из закона вытекает, что общее правило о составе субъективных прав в праве собственности закреплено в п. 1 ст. 209 ГК РФ, и тут же оговорена возможность их ограничения в п. 3 в отношении земли и иных природных ресурсов. В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным. То есть специальный закон отменяет общий (lex specialis derogat generali, общепризнанный принцип), и в специальном законе, п. 2 ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ, правомочия публичного собственника указаны как "управление и распоряжение земельными участками, находящимися в..." соответствующей публичной собственности. А из особенностей этих лиц вытекает телеологическое понимание регулирования, в сферу которого обязательно необходимо включить реформацию собственности на землю от многоукладной к социалистической, реализованной в 1920-х годах, и ассиметричную реформу в 1990-е годы, в ходе которой обобществленная социалистическая земельная собственность преобразуется в федеральную, государственную, муниципальную, частную и иную (до сих пор не известную) формы собственности на протяжении 30 лет, т.е. жизни поколения.
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Но пока что не будем забывать, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и не формализованные в настоящее время в качестве субъектов гражданского оборота федеральные территории (далее - публично-правовые образования) по смыслу положений п. 1 ст. 124, ст. 214, 215 ГК РФ являются собственниками земель и земельных участков, наделенных тем же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица, если иное не вытекает из закона или особенностей этих лиц. И ведь иное вытекает как из закона, так и из особенностей этих лиц. Из закона вытекает, что общее правило о составе субъективных прав в праве собственности закреплено в п. 1 ст. 209 ГК РФ, и тут же оговорена возможность их ограничения в п. 3 в отношении земли и иных природных ресурсов. В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным. То есть специальный закон отменяет общий (lex specialis derogat generali, общепризнанный принцип), и в специальном законе, п. 2 ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ, правомочия публичного собственника указаны как "управление и распоряжение земельными участками, находящимися в..." соответствующей публичной собственности. А из особенностей этих лиц вытекает телеологическое понимание регулирования, в сферу которого обязательно необходимо включить реформацию собственности на землю от многоукладной к социалистической, реализованной в 1920-х годах, и ассиметричную реформу в 1990-е годы, в ходе которой обобществленная социалистическая земельная собственность преобразуется в федеральную, государственную, муниципальную, частную и иную (до сих пор не известную) формы собственности на протяжении 30 лет, т.е. жизни поколения.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Следовательно, федеральный государственный земельный надзор может осуществляться в отношении земель, на которых расположены объекты спорта, находящиеся в федеральной собственности. Региональный государственный земельный надзор и муниципальный - в отношении объектов спорта, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Следовательно, федеральный государственный земельный надзор может осуществляться в отношении земель, на которых расположены объекты спорта, находящиеся в федеральной собственности. Региональный государственный земельный надзор и муниципальный - в отношении объектов спорта, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 по делу N А55-3785/2009 было отмечено, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. Таким образом, разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю осуществляется на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 по делу N А55-3785/2009 было отмечено, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. Таким образом, разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю осуществляется на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<21> На землях населенных пунктов соотношение "федеральная собственность - собственность субъектов Федерации - муниципальная собственность" (в тыс. га) составляет: 851,7 - 402,0 - 970,3; на землях сельскохозяйственного назначения: 6 222,8 - 10 724,5 - 16 557,9 (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году. С. 47).
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<21> На землях населенных пунктов соотношение "федеральная собственность - собственность субъектов Федерации - муниципальная собственность" (в тыс. га) составляет: 851,7 - 402,0 - 970,3; на землях сельскохозяйственного назначения: 6 222,8 - 10 724,5 - 16 557,9 (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году. С. 47).