Заявление об установлении опеки над несовершеннолетним
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об установлении опеки над несовершеннолетним (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья содержит нововведение комментируемого Закона в части установления процедуры назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан. Как отмечалось при работе над проектом комментируемого Закона (см. заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей от 25 мая 2007 г. N 3.6-13/726), впервые в истории современного российского законодательства предусматривается возможность при установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними учитывать волю их родителей; причем в рамках данной новации вводится институт временной опеки (временного попечительства) - назначения по заявлению родителей их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности (например, на срок командировки родителей); такое назначение опекуна или попечителя не является основанием для лишения или ограничения родительских прав; напротив, обращение родителя в ООиП с подобной просьбой, обоснованной уважительными причинами, свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. Комментируемая статья содержит нововведение комментируемого Закона в части установления процедуры назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан. Как отмечалось при работе над проектом комментируемого Закона (см. заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей от 25 мая 2007 г. N 3.6-13/726), впервые в истории современного российского законодательства предусматривается возможность при установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними учитывать волю их родителей; причем в рамках данной новации вводится институт временной опеки (временного попечительства) - назначения по заявлению родителей их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности (например, на срок командировки родителей); такое назначение опекуна или попечителя не является основанием для лишения или ограничения родительских прав; напротив, обращение родителя в ООиП с подобной просьбой, обоснованной уважительными причинами, свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия.
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Нарушение законодательства об опеке и попечительстве прежде всего может заключаться в невыявлении или несвоевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие нормативного упорядочения работы органов опеки, несоблюдении опекой правовых оснований оформления опеки (попечительства) <12>. Считаем, что прокуроры, обобщая состояние законности при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитывать данные об их безнадзорности и о совершенных в отношении детей правонарушениях, документы, иные сведения об их жизнеустройстве, истребованные из органов опеки, КДНиЗП, ПДН и иных органов системы профилактики. В случае выявления нарушений незамедлительно реагировать согласно Закону о прокуратуре. Полагаем, когда интересы ребенка требуют защиты, наиболее приемлемого способа его устройства, прокурор вправе ставить вопрос об отмене опеки в случаях, если опекунами назначаются лица, не могущие быть таковыми по закону <13>; когда нет согласия ребенка, достигшего 10 лет, на передачу в семью опекуна (попечителя) или согласия супруга опекуна (попечителя), членов семьи, проживающих с опекуном (попечителем); нет заключения органа опеки на передачу ребенка под опеку (попечительство) <14>. В ходе проверки важно устанавливать, есть ли факты принятия опекуном на воспитание ребенка лишь с целью получения предусмотренных законодательством опекунских выплат для использования их в личных целях. На наш взгляд, необходимо рассматривать это как один из видов мошенничества, что будет мерой профилактики для отдельных граждан, желающих стать опекунами над детьми с целью обогащения. Для признания опеки недействительной или ее отмены прокурор вправе внести представление, принести протест на правовой акт, применить гражданско-правовые средства для защиты детей. Но прокуроры не должны подменять иные государственные органы. Поводом для обращения в суд могут быть обращения граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья и по другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, результаты прокурорских проверок, сведения органов системы профилактики о нарушениях. Например, после вмешательства прокуратуры Ленинского района Республики Крым, обратившейся в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ленинского района незаконным и понуждении совершить определенные действия, администрацией района был принят административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними <15>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Нарушение законодательства об опеке и попечительстве прежде всего может заключаться в невыявлении или несвоевременном выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие нормативного упорядочения работы органов опеки, несоблюдении опекой правовых оснований оформления опеки (попечительства) <12>. Считаем, что прокуроры, обобщая состояние законности при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитывать данные об их безнадзорности и о совершенных в отношении детей правонарушениях, документы, иные сведения об их жизнеустройстве, истребованные из органов опеки, КДНиЗП, ПДН и иных органов системы профилактики. В случае выявления нарушений незамедлительно реагировать согласно Закону о прокуратуре. Полагаем, когда интересы ребенка требуют защиты, наиболее приемлемого способа его устройства, прокурор вправе ставить вопрос об отмене опеки в случаях, если опекунами назначаются лица, не могущие быть таковыми по закону <13>; когда нет согласия ребенка, достигшего 10 лет, на передачу в семью опекуна (попечителя) или согласия супруга опекуна (попечителя), членов семьи, проживающих с опекуном (попечителем); нет заключения органа опеки на передачу ребенка под опеку (попечительство) <14>. В ходе проверки важно устанавливать, есть ли факты принятия опекуном на воспитание ребенка лишь с целью получения предусмотренных законодательством опекунских выплат для использования их в личных целях. На наш взгляд, необходимо рассматривать это как один из видов мошенничества, что будет мерой профилактики для отдельных граждан, желающих стать опекунами над детьми с целью обогащения. Для признания опеки недействительной или ее отмены прокурор вправе внести представление, принести протест на правовой акт, применить гражданско-правовые средства для защиты детей. Но прокуроры не должны подменять иные государственные органы. Поводом для обращения в суд могут быть обращения граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья и по другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, результаты прокурорских проверок, сведения органов системы профилактики о нарушениях. Например, после вмешательства прокуратуры Ленинского района Республики Крым, обратившейся в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ленинского района незаконным и понуждении совершить определенные действия, администрацией района был принят административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними <15>.
Нормативные акты
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
Статья: Спор о лишении родительских прав (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исковое заявление о лишении родительских прав
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исковое заявление о лишении родительских прав
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Личные интересы возникают в связи с личной осведомленностью судьи о доказательственных фактах, имеющих значение для дела, предвзятостью или предубеждением в отношении одной из сторон, участием в процессе супруга <29> или близкого родственника судьи в пределах третьей степени родства <30> (причем как в качестве стороны, так и в качестве адвоката одной из сторон). Беспристрастность судьи может быть также поставлена под сомнение в ситуации, когда адвокат, участвующий в процессе, аффилирован с юридической фирмой, должностным лицом которой выступает родственник судьи. В качестве примера применения самоотвода по данному основанию можно привести дело "Соединенные Штаты против Вирджинии" (518 US 515 (1996)). Так, предметом судебного разбирательства выступила образовательная политика Военного института Вирджинии (Virginia Military Institute), основанная на приеме на обучение только мужчин. Верховный суд США отменил соответствующую практику. При этом судья Верховного суда США Кларенс Томас заявил о самоотводе в процессе рассмотрения дела ввиду того, что его сын в то время обучался в данном институте <31>. Другим примером может послужить дисциплинарное производство в отношении судьи Мэри Роснер. Судья Роснер, рассматривая дело, связанное с установлением опеки над несовершеннолетним ребенком, назначила координатором по вопросам его воспитания доктора Гарольда Смита. По мнению отца ребенка, координатор не обладал необходимой квалификацией для выполнения возложенных на него задач. Адвокат отца ребенка заявил два ходатайства: об отводе судьи и отстранении доктора Смита. После заявления ходатайств и до их непосредственного рассмотрения судьей газета Las Cruces Sun-News опубликовала статью, в которой сообщалось о небеспристрастности судьи Роснер и назначении ей доктора Смита в связи с имеющимися личными мотивами. Судья Роснер в постановлении об отказе в удовлетворении ходатайств особо подчеркнула, что адвокату надлежало обращаться с ними в газету, в которой вышла статья о ней, чем продемонстрировала наличие личной вовлеченности в процесс, а также предвзятость и предубеждение в отношении стороны судебного разбирательства <32>.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Личные интересы возникают в связи с личной осведомленностью судьи о доказательственных фактах, имеющих значение для дела, предвзятостью или предубеждением в отношении одной из сторон, участием в процессе супруга <29> или близкого родственника судьи в пределах третьей степени родства <30> (причем как в качестве стороны, так и в качестве адвоката одной из сторон). Беспристрастность судьи может быть также поставлена под сомнение в ситуации, когда адвокат, участвующий в процессе, аффилирован с юридической фирмой, должностным лицом которой выступает родственник судьи. В качестве примера применения самоотвода по данному основанию можно привести дело "Соединенные Штаты против Вирджинии" (518 US 515 (1996)). Так, предметом судебного разбирательства выступила образовательная политика Военного института Вирджинии (Virginia Military Institute), основанная на приеме на обучение только мужчин. Верховный суд США отменил соответствующую практику. При этом судья Верховного суда США Кларенс Томас заявил о самоотводе в процессе рассмотрения дела ввиду того, что его сын в то время обучался в данном институте <31>. Другим примером может послужить дисциплинарное производство в отношении судьи Мэри Роснер. Судья Роснер, рассматривая дело, связанное с установлением опеки над несовершеннолетним ребенком, назначила координатором по вопросам его воспитания доктора Гарольда Смита. По мнению отца ребенка, координатор не обладал необходимой квалификацией для выполнения возложенных на него задач. Адвокат отца ребенка заявил два ходатайства: об отводе судьи и отстранении доктора Смита. После заявления ходатайств и до их непосредственного рассмотрения судьей газета Las Cruces Sun-News опубликовала статью, в которой сообщалось о небеспристрастности судьи Роснер и назначении ей доктора Смита в связи с имеющимися личными мотивами. Судья Роснер в постановлении об отказе в удовлетворении ходатайств особо подчеркнула, что адвокату надлежало обращаться с ними в газету, в которой вышла статья о ней, чем продемонстрировала наличие личной вовлеченности в процесс, а также предвзятость и предубеждение в отношении стороны судебного разбирательства <32>.
Ситуация: Может ли бабушка быть законным представителем несовершеннолетнего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бабушка оформила опеку или попечительство над несовершеннолетним.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бабушка оформила опеку или попечительство над несовершеннолетним.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом только для наследников данное право может быть реализовано в зависимости от собственного желания. Для исполнителя завещания и представителей органа опеки и попечительства присутствие при производстве описи имущества одновременно является и их обязанностью. У первого - в силу его полномочий по принятию мер по охране наследства самостоятельно либо по согласованию с нотариусом (пп. 2 п. 2 ст. 1135 и п. 2 ст. 1171). У вторых - в силу возложенных законом на орган опеки и попечительства обязанностей по защите прав несовершеннолетних и иных лиц, над которыми установлены опека или попечительство (ст. 37 ГК).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом только для наследников данное право может быть реализовано в зависимости от собственного желания. Для исполнителя завещания и представителей органа опеки и попечительства присутствие при производстве описи имущества одновременно является и их обязанностью. У первого - в силу его полномочий по принятию мер по охране наследства самостоятельно либо по согласованию с нотариусом (пп. 2 п. 2 ст. 1135 и п. 2 ст. 1171). У вторых - в силу возложенных законом на орган опеки и попечительства обязанностей по защите прав несовершеннолетних и иных лиц, над которыми установлены опека или попечительство (ст. 37 ГК).
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Опека устанавливается над малолетними (лицами до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Опека устанавливается над малолетними (лицами до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Вопрос: Работнику на основании акта о предварительной опеке предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года. Во время данного отпуска ребенок был усыновлен работником. Нужно ли прерывать отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года в связи с окончанием временной опеки и оформлять заново на основании документов об усыновлении?
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, для назначения отпуска по уходу за ребенком опекун должен представить решение об установлении опеки над ребенком. Это следует из приведенных выше норм, а также из п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних".
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, для назначения отпуска по уходу за ребенком опекун должен представить решение об установлении опеки над ребенком. Это следует из приведенных выше норм, а также из п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних".