Заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2024 N 15АП-17202/2024 по делу N А53-20045/2024
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии и мощности, неустойки (пени) по день фактической уплаты задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2018 по делу N А32-40705/2017 по аналогичному спору отклонен довод сетевой организации об отсутствии в спорный период заявления органа местного самоуправления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, как основанный на неверном понимании норм права. Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие такого заявления не влечет невозможности признания судами вещи бесхозяйной. В рамках рассмотрения дела сторона заявила о бесхозяйности электросетевого оборудования. Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признали указанное имущество бесхозяйным.
Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии и мощности, неустойки (пени) по день фактической уплаты задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2018 по делу N А32-40705/2017 по аналогичному спору отклонен довод сетевой организации об отсутствии в спорный период заявления органа местного самоуправления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, как основанный на неверном понимании норм права. Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие такого заявления не влечет невозможности признания судами вещи бесхозяйной. В рамках рассмотрения дела сторона заявила о бесхозяйности электросетевого оборудования. Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признали указанное имущество бесхозяйным.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 N 13АП-25632/2023 по делу N А56-6019/2023
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на бесхозный участок транзитного трубопровода, об обязании сформировать пакет документов.
Обстоятельства: По мнению истца, участок транзитного трубопровода холодного водоснабжения и водоотведения является бесхозным, при этом в процессе рассмотрения дела установлены факты передачи имущества в государственную собственность и закрепления его на праве хозяйственного ведения за третьим лицом.
Решение: Отказано.Согласно Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" и правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался на основании заявления о постановке на учет органом местного самоуправления, а отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на бесхозный участок транзитного трубопровода, об обязании сформировать пакет документов.
Обстоятельства: По мнению истца, участок транзитного трубопровода холодного водоснабжения и водоотведения является бесхозным, при этом в процессе рассмотрения дела установлены факты передачи имущества в государственную собственность и закрепления его на праве хозяйственного ведения за третьим лицом.
Решение: Отказано.Согласно Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" и правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался на основании заявления о постановке на учет органом местного самоуправления, а отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Балласт" на балансе: как поступать с муниципальным имуществом, непригодным для реализации полномочий органов местного самоуправления
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Следует обратить внимание, что согласно части 3 статьи 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, то есть органы местного самоуправления обязаны обращаться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Что же касается последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, то это не является обязанностью органов местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Следует обратить внимание, что согласно части 3 статьи 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, то есть органы местного самоуправления обязаны обращаться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Что же касается последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, то это не является обязанностью органов местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
Нормативные акты
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Законом специально регулируется порядок определения юридической судьбы бесхозяйных недвижимых вещей. В частности, бесхозяйные недвижимые вещи, в соответствии с нормами п. 3 ст. 225 ГК РФ, должны приниматься на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Законом специально регулируется порядок определения юридической судьбы бесхозяйных недвижимых вещей. В частности, бесхозяйные недвижимые вещи, в соответствии с нормами п. 3 ст. 225 ГК РФ, должны приниматься на учет органом, осуществляющим госрегистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статья: Форма дереликции в отношении недвижимого имущества
(Арыкова К.А.)
("Юрист", 2025, N 6)На наш взгляд, обращение собственника с заявлением об отказе от права собственности в орган местного самоуправления, а для городов федерального значения в уполномоченный государственный орган вполне обоснованно, но только для объектов недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано. Как следствие, указанные органы, оперативно получив информацию об отказе от права собственности, примут меры по постановке вещи на учет как бесхозяйной в порядке ст. 225 ГК РФ. В иных случаях по аналогии с ЗК РФ считаем необходимым подачу заявления об отказе от права в орган регистрации прав на недвижимое имущество. После чего в реестре недвижимости должна быть сделана соответствующая запись о подаче собственником заявления об отказе от права, которая позволит также запустить механизм постановки вещи на учет как бесхозяйной и последующее приобретение на нее права собственности.
(Арыкова К.А.)
("Юрист", 2025, N 6)На наш взгляд, обращение собственника с заявлением об отказе от права собственности в орган местного самоуправления, а для городов федерального значения в уполномоченный государственный орган вполне обоснованно, но только для объектов недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано. Как следствие, указанные органы, оперативно получив информацию об отказе от права собственности, примут меры по постановке вещи на учет как бесхозяйной в порядке ст. 225 ГК РФ. В иных случаях по аналогии с ЗК РФ считаем необходимым подачу заявления об отказе от права в орган регистрации прав на недвижимое имущество. После чего в реестре недвижимости должна быть сделана соответствующая запись о подаче собственником заявления об отказе от права, которая позволит также запустить механизм постановки вещи на учет как бесхозяйной и последующее приобретение на нее права собственности.
Вопрос: В каком порядке происходит признание права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заявлении в суд о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении органа местного самоуправления во владение вещью (ч. 1 ст. 291 ГПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заявлении в суд о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении органа местного самоуправления во владение вещью (ч. 1 ст. 291 ГПК РФ).
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Возникновение права собственности граждан также специфично. Право собственности граждан может возникать по любым основаниям, предусмотренным гл. 14 ГК РФ, за исключением тех оснований, по которым закон специально устанавливает иное. Так, ст. 235 ГК РФ предусматривает, что в результате национализации имущество может быть приобретено только в государственную собственность, поэтому гражданин ни при каких обстоятельствах не может национализировать чужое имущество. Другим примером является передача в государственную или муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов, и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь. Как видим, гражданин не может приобрести право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Возникновение права собственности граждан также специфично. Право собственности граждан может возникать по любым основаниям, предусмотренным гл. 14 ГК РФ, за исключением тех оснований, по которым закон специально устанавливает иное. Так, ст. 235 ГК РФ предусматривает, что в результате национализации имущество может быть приобретено только в государственную собственность, поэтому гражданин ни при каких обстоятельствах не может национализировать чужое имущество. Другим примером является передача в государственную или муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов, и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь. Как видим, гражданин не может приобрести право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Вопрос: Организация планирует отказаться от права собственности на свое недвижимое имущество в пользу Департамента городского имущества и ликвидироваться. До какого момента организация будет нести бремя содержания недвижимого имущества?
(Консультация эксперта, 2025)Для отказа от права собственности на недвижимость необходимо подать заявление в орган местного самоуправления либо в исполнительный орган государственной власти города федерального значения по месту нахождения недвижимости. В течение 15 рабочих дней объект недвижимости признают как бесхозяйный объект и примут на учет (п. 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086). Как правило, по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет можно обратиться в суд с требованием признать право муниципальной собственности на этот объект (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Для отказа от права собственности на недвижимость необходимо подать заявление в орган местного самоуправления либо в исполнительный орган государственной власти города федерального значения по месту нахождения недвижимости. В течение 15 рабочих дней объект недвижимости признают как бесхозяйный объект и примут на учет (п. 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086). Как правило, по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет можно обратиться в суд с требованием признать право муниципальной собственности на этот объект (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Статья: Обеспечение оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность посредством прокурорского вмешательства
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2021, N 3)В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2021, N 3)В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопрос: Можно ли стать владельцем заброшенной недвижимости?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)1. Для начала сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится.
("Официальный сайт Росреестра", 2022)1. Для начала сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они находятся.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они находятся.
Вопрос: Как признать дорогу бесхозяйной и поставить на учет как бесхозяйное имущество?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и, если иной срок не установлен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и, если иной срок не установлен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статья: Движимое и недвижимое имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основание возникновения права собственности на бесхозяйные вещи - истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Если иной срок не предусмотрен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны. По истечении 3 месяцев со дня постановки указанных в п. п. 5 и 6 ст. 225 ГК РФ бесхозяйных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких объектов, также могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такие объекты (п. п. 3, 4, 6 ст. 225 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основание возникновения права собственности на бесхозяйные вещи - истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Если иной срок не предусмотрен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны. По истечении 3 месяцев со дня постановки указанных в п. п. 5 и 6 ст. 225 ГК РФ бесхозяйных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких объектов, также могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такие объекты (п. п. 3, 4, 6 ст. 225 ГК РФ);