Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""С учетом изложенных норм права, воля законодателя, с учетом специфики предусмотренного статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей способа продажи товара дистанционным способом, направлена на защиту прав граждан (потребителей) как слабой стороны договора розничной купли-продажи. В связи с этим возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом, возможен при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств, а также документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара. Запретов на возврат в отношении приобретенных дистанционным способом технически сложных товаров положения статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей не предусматривают, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержат."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Деятельность общества, оказывающего по адресу Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая, 5Б, стр. 1, услуги общественного питания, по своему характеру не является деятельностью по дистанционной продаже товаров, отношения связанные с которой регулируются статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463), поскольку при продаже товаров дистанционным способом продавец лишь доставляет покупателю по указанному им адресу товар, приобретенный дистанционно, но не предоставляет услуги общественного питания. Более того, в данном случае заказ осуществлялся должностными лицами налогового органа непосредственно в точке общественного питания "KFC", расположенной по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая, 5Б, стр. 1, через терминал самообслуживания, установленный в помещении общества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 разъяснено, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 разъяснено, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)"__" ___________ ____ г. Истец направил в адрес Ответчика претензию, содержащую требования, аналогичные указанным в настоящем исковом заявлении, что подтверждается почтовой квитанцией об отправлении заказного письма, однако Ответчик проигнорировал/отказался выполнять требования Истца, указанные в претензии. По мнению Истца, следующими действиями (бездействием) Ответчик нарушил права Истца, а также положения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом, а именно:
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)"__" ___________ ____ г. Истец направил в адрес Ответчика претензию, содержащую требования, аналогичные указанным в настоящем исковом заявлении, что подтверждается почтовой квитанцией об отправлении заказного письма, однако Ответчик проигнорировал/отказался выполнять требования Истца, указанные в претензии. По мнению Истца, следующими действиями (бездействием) Ответчик нарушил права Истца, а также положения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом, а именно:
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Ключевые слова: электронная торговля, защита интересов потребителей, дистанционный способ продажи товаров.
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)Ключевые слова: электронная торговля, защита интересов потребителей, дистанционный способ продажи товаров.
Статья: Четыре признака недобросовестности банка при онлайн-кредитовании: анализ свежей практики ВС РФ
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Следует согласиться с регулятором, что для защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж банкам необходимо, в частности:
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Следует согласиться с регулятором, что для защиты прав потребителей при использовании дистанционных каналов продаж банкам необходимо, в частности:
Статья: Порок воли в сделках, заключенных с использованием искусственного интеллекта
(Архиереев Н.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ко второму типу относятся дистанционные сделки, совершенные с использованием искусственного интеллекта. Как правило, человек не видит предмета сделки, ориентируется только на его описание, отзывы других покупателей. Поэтому изначально существуют риски того, что купленный товар не соответствует ожиданиям покупателя. В этом случае процесс формирования воли человека имеет особенности, поскольку психология людей устроена так, что человек зачастую представляет себе в воображении вещи иными, без каких-либо недостатков. Участие искусственного интеллекта в таких сделках более существенное, от его точной настройки и правильной работы зависит, насколько человек будет удовлетворен покупкой. В случае если ожидания не оправдались, важным является определение причин, почему воля человека не соответствовала его волеизъявлению. Представляется, что сделки второго типа сложно оспариваемы, поскольку все же человек сам принял решение о совершении сделки, согласившись с предложенными условиями, и должен был сам оценить риски несоответствия товара собственным представлениям о нем. Однако данные сложности могут возникнуть только при совершении сделок в предпринимательских целях. Обычный же потребитель защищен законодательством, регулирующим продажу товаров дистанционным способом (п. 2 ст. 497 ГК РФ, ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463). Потребителю предоставлено безусловное право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
(Архиереев Н.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ко второму типу относятся дистанционные сделки, совершенные с использованием искусственного интеллекта. Как правило, человек не видит предмета сделки, ориентируется только на его описание, отзывы других покупателей. Поэтому изначально существуют риски того, что купленный товар не соответствует ожиданиям покупателя. В этом случае процесс формирования воли человека имеет особенности, поскольку психология людей устроена так, что человек зачастую представляет себе в воображении вещи иными, без каких-либо недостатков. Участие искусственного интеллекта в таких сделках более существенное, от его точной настройки и правильной работы зависит, насколько человек будет удовлетворен покупкой. В случае если ожидания не оправдались, важным является определение причин, почему воля человека не соответствовала его волеизъявлению. Представляется, что сделки второго типа сложно оспариваемы, поскольку все же человек сам принял решение о совершении сделки, согласившись с предложенными условиями, и должен был сам оценить риски несоответствия товара собственным представлениям о нем. Однако данные сложности могут возникнуть только при совершении сделок в предпринимательских целях. Обычный же потребитель защищен законодательством, регулирующим продажу товаров дистанционным способом (п. 2 ст. 497 ГК РФ, ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463). Потребителю предоставлено безусловное право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Иными словами, полагаем, что специальная норма п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей подлежит применению при дистанционном способе продажи к любым товарам как специальная норма <91>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Иными словами, полагаем, что специальная норма п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей подлежит применению при дистанционном способе продажи к любым товарам как специальная норма <91>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Дистанционный доступ к информации о товарах предполагается в случае дистанционного способа продажи самих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей "Дистанционный способ продажи товара" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Дистанционный доступ к информации о товарах предполагается в случае дистанционного способа продажи самих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей "Дистанционный способ продажи товара" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Дистанционная продажа товара, в том числе автомобиля, означает, что договор купли-продажи заключается способами, исключающими возможность покупателя непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом при заключении договора. В частности, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).