Защита исключительного права на произведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита исключительного права на произведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты исключительного права на фотографическое произведение в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)"ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)"ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5
Статья: Свободное использование охраняемого произведения: субъективное право или ограничение исключительного права?
(Овчинников И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2)"ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2
(Овчинников И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2)"ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
(ред. от 23.07.2025)Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)2. Каждое из музыкальных произведений (песен), содержащихся на незаконно распространенном диске, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащих защите путем взыскания компенсации, размер которой рассчитывается за каждое из указанных произведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)2. Каждое из музыкальных произведений (песен), содержащихся на незаконно распространенном диске, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащих защите путем взыскания компенсации, размер которой рассчитывается за каждое из указанных произведений.
Статья: Авторское право в эпоху нейросетей
(Артемова А.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)В связи с этим следует всецело поддержать предложение Е.Е. Кирсановой признать формулирование детального и подробного промпта творческим вкладом в создание произведения, а также создать систему обязательной регистрации таких объектов <15>. Вместе с тем, в отличие от Е.Е. Кирсановой, предлагающей также установить презумпцию отсутствия творческого вклада, считаем необходимым исходить из презумпции наличия творческого вклада человека при формулировании промпта. Срок охраны исключительного права на произведение, созданное с использованием ИИ, должен быть сокращен по сравнению со сроком охраны права на произведение, созданное исключительно трудом гражданина.
(Артемова А.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)В связи с этим следует всецело поддержать предложение Е.Е. Кирсановой признать формулирование детального и подробного промпта творческим вкладом в создание произведения, а также создать систему обязательной регистрации таких объектов <15>. Вместе с тем, в отличие от Е.Е. Кирсановой, предлагающей также установить презумпцию отсутствия творческого вклада, считаем необходимым исходить из презумпции наличия творческого вклада человека при формулировании промпта. Срок охраны исключительного права на произведение, созданное с использованием ИИ, должен быть сокращен по сравнению со сроком охраны права на произведение, созданное исключительно трудом гражданина.
Статья: Особенности осуществления и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Об успешности применения данных рекомендаций свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении судебного иска несовершеннолетнего, которому к моменту судебного спора исполнилось 14 лет, к рекламной кампании о защите исключительного права на фотографическое произведение было доказано, что используемое рекламной кампанией фотографическое произведение принадлежит именно ему. Данное обстоятельство было подтверждено сведениями, содержащимися на интернет-странице несовершеннолетнего, согласно которым автором фотографии является он. Кроме этого, несовершеннолетний истец показал, что на свои фотографии им добавлен знак охраны авторского права <12>. Примечательно, что в качестве третьих лиц судом были привлечены родители несовершеннолетнего. Данный пример демонстрирует актуальность вопроса как осуществления и реализации интеллектуальных прав несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, так и принятия мер для защиты своих произведений. Несовершеннолетний доказал свое авторство и смог защитить нарушенное исключительное право на фотографию. Этот пример к тому же показывает, что в цифровой среде происходит активное использование произведений, в том числе несовершеннолетних авторов, и оно может быть незаконным и нарушать права авторов.
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Об успешности применения данных рекомендаций свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении судебного иска несовершеннолетнего, которому к моменту судебного спора исполнилось 14 лет, к рекламной кампании о защите исключительного права на фотографическое произведение было доказано, что используемое рекламной кампанией фотографическое произведение принадлежит именно ему. Данное обстоятельство было подтверждено сведениями, содержащимися на интернет-странице несовершеннолетнего, согласно которым автором фотографии является он. Кроме этого, несовершеннолетний истец показал, что на свои фотографии им добавлен знак охраны авторского права <12>. Примечательно, что в качестве третьих лиц судом были привлечены родители несовершеннолетнего. Данный пример демонстрирует актуальность вопроса как осуществления и реализации интеллектуальных прав несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, так и принятия мер для защиты своих произведений. Несовершеннолетний доказал свое авторство и смог защитить нарушенное исключительное право на фотографию. Этот пример к тому же показывает, что в цифровой среде происходит активное использование произведений, в том числе несовершеннолетних авторов, и оно может быть незаконным и нарушать права авторов.
Статья: Правовая природа компенсации за нарушение исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 9)<8> Музыка А.Ф. Компенсация как способ защиты исключительных прав на произведения и объекты смежных прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 10 - 15.
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 9)<8> Музыка А.Ф. Компенсация как способ защиты исключительных прав на произведения и объекты смежных прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 10 - 15.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, то обстоятельство, что спорное произведение было создано В.В. Хрешковой в соавторстве с Д.Л. Комягиным и результатом их совместного творчества стали схемы, вошедшие в состав учебного пособия (совместного произведения), привело суд первой инстанции к выводу о том, что, во-первых, В.В. Хрешкова не может признаваться автором и требовать защиты исключительных прав, нарушенных при издании и распространении спорного произведения, и, во-вторых, Д.Л. Комягину как соавтору совместного произведения не может быть запрещено использование совместного произведения. Это стало основанием для отказа в удовлетворении большинства заявленных исковых требований.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, то обстоятельство, что спорное произведение было создано В.В. Хрешковой в соавторстве с Д.Л. Комягиным и результатом их совместного творчества стали схемы, вошедшие в состав учебного пособия (совместного произведения), привело суд первой инстанции к выводу о том, что, во-первых, В.В. Хрешкова не может признаваться автором и требовать защиты исключительных прав, нарушенных при издании и распространении спорного произведения, и, во-вторых, Д.Л. Комягину как соавтору совместного произведения не может быть запрещено использование совместного произведения. Это стало основанием для отказа в удовлетворении большинства заявленных исковых требований.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Б.М. Гонгало справедливо подчеркивает некоторую условность деления способов на меры защиты и меры ответственности <1>. Так, прекращение или изменения правоотношения в одном случае - мера защиты (определение судьбы исключительного права и, например, произведений искусства - картин, скульптур и т.д. - при разделе супругами совместно нажитого имущества), а в другом - мера ответственности (расторжение авторского договора с недобросовестным контрагентом; прекращение трудового договора, включающего условия о служебном произведении, по инициативе одной из его сторон в ответ на нарушения, допущенное другой стороной, - работником-автором или работодателем-правообладателем).
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Б.М. Гонгало справедливо подчеркивает некоторую условность деления способов на меры защиты и меры ответственности <1>. Так, прекращение или изменения правоотношения в одном случае - мера защиты (определение судьбы исключительного права и, например, произведений искусства - картин, скульптур и т.д. - при разделе супругами совместно нажитого имущества), а в другом - мера ответственности (расторжение авторского договора с недобросовестным контрагентом; прекращение трудового договора, включающего условия о служебном произведении, по инициативе одной из его сторон в ответ на нарушения, допущенное другой стороной, - работником-автором или работодателем-правообладателем).
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
Статья: К вопросу об использовании произведений и объектов смежных прав в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)<2> См.: Еременко В.И. Особенности защиты исключительного права на фотографическое произведение в сети Интернет // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2024. N 5. С. 32 - 41.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)<2> См.: Еременко В.И. Особенности защиты исключительного права на фотографическое произведение в сети Интернет // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2024. N 5. С. 32 - 41.
Статья: Сиротские произведения: лицензионный механизм в действии
(Чернышенко И.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Вопросы законодательного регулирования общественных отношений, связанных с обнародованием и охраной сиротских произведений и способов защиты исключительного права автора и (или) правообладателя на них, являются краеугольным камнем в авторском праве. Автором статьи - Ильей Геннадьевичем Чернышенко, студентом 4-го курса юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, - рассматриваются критерии сиротского произведения, правовые подходы к защите исключительного права автора на него. Основное внимание будет уделено лицензионному механизму защиты исключительного права на сиротское произведение.
(Чернышенко И.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Вопросы законодательного регулирования общественных отношений, связанных с обнародованием и охраной сиротских произведений и способов защиты исключительного права автора и (или) правообладателя на них, являются краеугольным камнем в авторском праве. Автором статьи - Ильей Геннадьевичем Чернышенко, студентом 4-го курса юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, - рассматриваются критерии сиротского произведения, правовые подходы к защите исключительного права автора на него. Основное внимание будет уделено лицензионному механизму защиты исключительного права на сиротское произведение.
Статья: Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный в ходе разработки проектной документации
(Никифорова И.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 3)С учетом данного разъяснения и вышеуказанных норм права в предмет доказывания по искам о защите исключительных прав на произведения включаются наличие определенного объекта интеллектуальной деятельности, принадлежность авторских прав на этот объект истцу, а также незаконное использование объекта ответчиком. Все эти обстоятельства являются существенными для дела, то есть от их установления зависит правильное разрешение спора. При этом вопрос оценки представленных доказательств на допустимость, относимость и достаточность относится к компетенции суда, разрешающего спор по существу.
(Никифорова И.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 3)С учетом данного разъяснения и вышеуказанных норм права в предмет доказывания по искам о защите исключительных прав на произведения включаются наличие определенного объекта интеллектуальной деятельности, принадлежность авторских прав на этот объект истцу, а также незаконное использование объекта ответчиком. Все эти обстоятельства являются существенными для дела, то есть от их установления зависит правильное разрешение спора. При этом вопрос оценки представленных доказательств на допустимость, относимость и достаточность относится к компетенции суда, разрешающего спор по существу.