Запрос банка 115-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос банка 115-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)""Исходя из положений пункта 9.1 статьи 4, пункта 12 статьи 76.1, статья 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ), пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" в целях устранения нарушений положений Закона N 115-ФЗ банк вправе направлять кредитным потребительским кооперативам обязательные для исполнения предписания, запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""Закон N 115-ФЗ не устанавливает обязанность банка запрашивать у клиента дополнительные документы для анализа его операций на предмет сомнительности и подозрительности. Совершение таких действий является правом банка в рамках проведения мероприятий внутреннего контроля (пункт 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сделки с недвижимостью: проблема выбора безопасного способа расчетов
(Глеба О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Из особенностей проведения сделок с использованием аккредитива стоит заметить, что зачисление денежных средств на счет продавца может занимать до 5 рабочих дней, что может заставить некоторых продавцов опасаться данного способа взаиморасчетов, так как нужно ждать. Также надо отметить, что документы, необходимые для раскрытия аккредитива, нужно предоставить в банк на бумажном носителе продавцу лично либо через доверенное лицо по нотариально удостоверенной доверенности. При желании снять со счета наличные средства продавец должен быть готов предоставить по запросу банка в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" документ, подтверждающий происхождение денежных средств, - договор купли-продажи недвижимости.
(Глеба О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Из особенностей проведения сделок с использованием аккредитива стоит заметить, что зачисление денежных средств на счет продавца может занимать до 5 рабочих дней, что может заставить некоторых продавцов опасаться данного способа взаиморасчетов, так как нужно ждать. Также надо отметить, что документы, необходимые для раскрытия аккредитива, нужно предоставить в банк на бумажном носителе продавцу лично либо через доверенное лицо по нотариально удостоверенной доверенности. При желании снять со счета наличные средства продавец должен быть готов предоставить по запросу банка в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" документ, подтверждающий происхождение денежных средств, - договор купли-продажи недвижимости.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Сужается ли право клиента распоряжаться средствами на счете, если ограничен доступ к дистанционному банковскому обслуживанию
(КонсультантПлюс, 2025)"...Мотивируя заявленные исковые требования, истец указал, что 03.07.2023 банк в одностороннем порядке и без указания правовых оснований, без запроса каких-либо документов и сведений, ограничил доступ к банковским услугам с использованием системы дистанционного банковского обслуживания счета. Во исполнение полученного 03.07.2023 запроса банка со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" истец 12.07.2023 представил запрошенные сведения и документы, обосновывающие правомерность хозяйственной деятельности, однако ответчик дистанционное банковское обслуживание не возобновил, направленную в его адрес претензию об урегулировании спорной ситуации оставил без удовлетворения.
Сужается ли право клиента распоряжаться средствами на счете, если ограничен доступ к дистанционному банковскому обслуживанию
(КонсультантПлюс, 2025)"...Мотивируя заявленные исковые требования, истец указал, что 03.07.2023 банк в одностороннем порядке и без указания правовых оснований, без запроса каких-либо документов и сведений, ограничил доступ к банковским услугам с использованием системы дистанционного банковского обслуживания счета. Во исполнение полученного 03.07.2023 запроса банка со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" истец 12.07.2023 представил запрошенные сведения и документы, обосновывающие правомерность хозяйственной деятельности, однако ответчик дистанционное банковское обслуживание не возобновил, направленную в его адрес претензию об урегулировании спорной ситуации оставил без удовлетворения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, сославшись на то, что банк имел право взимать комиссию в размере 20% при зачислении на счет истца в безналичном порядке денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свыше 600 000 руб. в соответствии с тарифами банка по расчетно-кассовому обслуживанию, с которыми истец был ознакомлен. По мнению суда, необоснованное непредставление истцом запрашиваемых банком документов свидетельствует о его попытке уклониться от соблюдения процедур обязательного контроля, введенных ответчиком на основании положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в связи с чем действия банка по удержанию указанной комиссии являются законными и соответствующими как условиям договора банковского счета, так и тарифам банка, а потому оснований считать данную комиссию неосновательным обогащением ответчика не имеется. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что тарифы банка по идентификационным картам также предусматривали комиссию за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, сославшись на то, что банк имел право взимать комиссию в размере 20% при зачислении на счет истца в безналичном порядке денежных средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свыше 600 000 руб. в соответствии с тарифами банка по расчетно-кассовому обслуживанию, с которыми истец был ознакомлен. По мнению суда, необоснованное непредставление истцом запрашиваемых банком документов свидетельствует о его попытке уклониться от соблюдения процедур обязательного контроля, введенных ответчиком на основании положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в связи с чем действия банка по удержанию указанной комиссии являются законными и соответствующими как условиям договора банковского счета, так и тарифам банка, а потому оснований считать данную комиссию неосновательным обогащением ответчика не имеется. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что тарифы банка по идентификационным картам также предусматривали комиссию за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка.
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)До поступления ответа на указанный запрос избирательной комиссией принято решение о регистрации С. кандидатом в депутаты. После принятия указанного решения из территориального органа Федеральной службы по финансовому мониторингу поступил ответ об отсутствии сведений о сомнительных финансовых операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих по действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", совершенных с участием запрашиваемого лица и связанных с приобретением и продажей недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, приобретением, погашением обязательств имущественного характера за рубежом, а также о счетах и хранящихся ценностях в иностранных банках, равно как и операциях по таким счетам.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)До поступления ответа на указанный запрос избирательной комиссией принято решение о регистрации С. кандидатом в депутаты. После принятия указанного решения из территориального органа Федеральной службы по финансовому мониторингу поступил ответ об отсутствии сведений о сомнительных финансовых операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих по действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", совершенных с участием запрашиваемого лица и связанных с приобретением и продажей недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, приобретением, погашением обязательств имущественного характера за рубежом, а также о счетах и хранящихся ценностях в иностранных банках, равно как и операциях по таким счетам.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 501: Просим разъяснить, обязаны ли клиенты - эмитенты ценных бумаг по запросу банка адресно раскрывать своих бенефициарных владельцев на основании пункта 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ при наличии у таких клиентов права раскрывать информацию в ограниченном составе (объеме) и отказа в раскрытии информации, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 351 <477>?
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 501: Просим разъяснить, обязаны ли клиенты - эмитенты ценных бумаг по запросу банка адресно раскрывать своих бенефициарных владельцев на основании пункта 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ при наличии у таких клиентов права раскрывать информацию в ограниченном составе (объеме) и отказа в раскрытии информации, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 351 <477>?
Статья: Экономические меры противодействия легализации: анализ судебной практики
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Вышеуказанный механизм действительно распространен в сфере субъектов, вовлеченных в процедуры легализации, и именуется экспертами в области ПОД/ФТ миграцией легализаторов. Компании указанного спектра при получении от банка запроса о предоставлении документов и (или) введении ограничения на ДБО в нарушение норм Закона N 115-ФЗ отказываются от их предоставления и принимают решение о переходе в иной банк через механизм расторжения договора банковского счета.
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Вышеуказанный механизм действительно распространен в сфере субъектов, вовлеченных в процедуры легализации, и именуется экспертами в области ПОД/ФТ миграцией легализаторов. Компании указанного спектра при получении от банка запроса о предоставлении документов и (или) введении ограничения на ДБО в нарушение норм Закона N 115-ФЗ отказываются от их предоставления и принимают решение о переходе в иной банк через механизм расторжения договора банковского счета.
Ситуация: Как получить потребительский кредит?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что банки, соответствующие установленным требованиям, обязаны обеспечить возможность клиентам - физическим лицам получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. п. 5.8, 5.8-1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что банки, соответствующие установленным требованиям, обязаны обеспечить возможность клиентам - физическим лицам получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации клиентов с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. п. 5.8, 5.8-1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В рамках входящего информационного потока в Росфинмониторинг заходят сообщения о финансовых операциях, сообщения федеральных органов власти и правоохранительных органов, сообщения иностранных подразделений финансовой разведки, информация СМИ, сообщения граждан и данные соцсетей. Вся эта информация размещается в хранилище данных и очищается с использованием методов машинного обучения <5>. На следующем этапе осуществляется аналитическая обработка данных: формируются перечни и реестры, поведенческие модели, риск-профили, проводится анализ [15. Pp. 1390 - 1393; 16. Pp. 1400 - 1403]. На выходе получаем ответы на запросы, инициативное информирование органов власти, спецслужб и кредитных организаций, информирование в порядке ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", информирование иностранных подразделений финансовой разведки.
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В рамках входящего информационного потока в Росфинмониторинг заходят сообщения о финансовых операциях, сообщения федеральных органов власти и правоохранительных органов, сообщения иностранных подразделений финансовой разведки, информация СМИ, сообщения граждан и данные соцсетей. Вся эта информация размещается в хранилище данных и очищается с использованием методов машинного обучения <5>. На следующем этапе осуществляется аналитическая обработка данных: формируются перечни и реестры, поведенческие модели, риск-профили, проводится анализ [15. Pp. 1390 - 1393; 16. Pp. 1400 - 1403]. На выходе получаем ответы на запросы, инициативное информирование органов власти, спецслужб и кредитных организаций, информирование в порядке ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", информирование иностранных подразделений финансовой разведки.
Статья: Способы защиты, применяемые против несправедливых договорных условий
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)При этом банки постепенно меняют мотивировку включения в договор подобных условий. Так, если сначала банк ссылался на принцип свободы договора <40>, то в другой конфликтной ситуации речь шла уже не о комиссии, а о неустойке за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенных банком документов, которые банк запросил в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ. Как отметил Верховный Суд РФ, кредитная организация может относить сделки клиентов к сомнительным, требовать у них информацию, необходимую для исполнения банком требований Федерального закона N 115-ФЗ, но это не порождает прав кредитной организации на взимание с клиентов вознаграждения в виде штрафа за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенной информации <41>.
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)При этом банки постепенно меняют мотивировку включения в договор подобных условий. Так, если сначала банк ссылался на принцип свободы договора <40>, то в другой конфликтной ситуации речь шла уже не о комиссии, а о неустойке за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенных банком документов, которые банк запросил в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ. Как отметил Верховный Суд РФ, кредитная организация может относить сделки клиентов к сомнительным, требовать у них информацию, необходимую для исполнения банком требований Федерального закона N 115-ФЗ, но это не порождает прав кредитной организации на взимание с клиентов вознаграждения в виде штрафа за неисполнение обязанности по предоставлению запрошенной информации <41>.
Статья: ВС РФ объяснил, когда банк вправе отказать компании в открытии счета
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Запрос расширенных выписок по счетам компании ВС РФ также не счел чрезмерным, посчитав, что банк вправе требовать такие документы для выяснения источников получения денег, характера деловых отношений, количества и суммы операций, в том числе при снятии наличных. Правила внутреннего контроля банка позволяют запрашивать дополнительную документацию для анализа рисков нарушения Закона N 115-ФЗ, говорится в Определении ВС РФ.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Запрос расширенных выписок по счетам компании ВС РФ также не счел чрезмерным, посчитав, что банк вправе требовать такие документы для выяснения источников получения денег, характера деловых отношений, количества и суммы операций, в том числе при снятии наличных. Правила внутреннего контроля банка позволяют запрашивать дополнительную документацию для анализа рисков нарушения Закона N 115-ФЗ, говорится в Определении ВС РФ.
Вопрос: Об идентификации бенефициарных владельцев клиента, учредителем которого является эмитент ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, раскрывающий информацию в соответствии с законодательством.
(Письмо Банка России от 05.12.2023 N 12-4-2/8963)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации бенефициарных владельцев организации - эмитента ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.
(Письмо Банка России от 05.12.2023 N 12-4-2/8963)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации бенефициарных владельцев организации - эмитента ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.
Вопрос: В организацию поступил запрос от банка о предоставлении информации о расчетных счетах, открытых в других кредитных организациях, со ссылкой на исполнение обязанностей по финансовому мониторингу. Правомерны ли требования банка и может ли организация отказаться представлять эти сведения?
(Консультация эксперта, 2023)Клиенты обязаны предоставлять банку информацию в соответствии с предоставленными ему полномочиями (п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). При этом немотивированный отказ в представлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством РФ, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции отнесены к одному из признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (п. 1.1 Приложения 2 к Приложению к Письму Банка России N 99-Т). При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также если в результате анализа представленных клиентом документов и информации у кредитной организации возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям рекомендуется принимать решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ; Методические рекомендации).
(Консультация эксперта, 2023)Клиенты обязаны предоставлять банку информацию в соответствии с предоставленными ему полномочиями (п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). При этом немотивированный отказ в представлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством РФ, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции отнесены к одному из признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (п. 1.1 Приложения 2 к Приложению к Письму Банка России N 99-Т). При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также если в результате анализа представленных клиентом документов и информации у кредитной организации возникают подозрения, что клиент совершает операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям рекомендуется принимать решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ; Методические рекомендации).
Вопрос: Вправе ли банк при открытии счета ООО - эмитенту ценных бумаг, в отношении которого применяются ограничительные меры, в целях идентификации запросить информацию о подконтрольных ООО организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих ООО, и лицах, являющихся его акционерами?
(Консультация эксперта, 2025)Банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением установленных случаев, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов. При этом идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением установленных случаев, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов. При этом идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (пп. 1, 2 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Возможные риски работы с предпринимателями
(Хлебников П.)
("Трудовое право", 2021, N 11)"Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации в ФЗ N 115-ФЗ, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом законодательством не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений счету. Непредставление клиентом запрошенных документов в силу п. 11 ст. 7 ФЗ N 115-ФЗ является основанием для отказа банком в выполнении распоряжения клиента о совершении операции" (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.01.2018 N Ф01-6410/2017).
(Хлебников П.)
("Трудовое право", 2021, N 11)"Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации в ФЗ N 115-ФЗ, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом законодательством не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений счету. Непредставление клиентом запрошенных документов в силу п. 11 ст. 7 ФЗ N 115-ФЗ является основанием для отказа банком в выполнении распоряжения клиента о совершении операции" (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.01.2018 N Ф01-6410/2017).