Запрет на создание МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на создание МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обжалование действий (оспаривание постановлений) судебного пристава-исполнителя в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление судебного пристава о запрете расходных операций по кассе признается незаконным, если должник - единственный поставщик услуг по водоснабжению и создано препятствие для осуществления им деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление судебного пристава о запрете расходных операций по кассе признается незаконным, если должник - единственный поставщик услуг по водоснабжению и создано препятствие для осуществления им деятельности
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2025 N 88А-4990/2025 (УИД 24RS0031-01-2023-001360-96)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в незаключении концессионных соглашений.
Обстоятельства: Муниципальному образованию на праве собственности принадлежат объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые могут быть переданы в пользование юридическому лицу только на основании концессионного соглашения. Мер к заключению концессионного соглашения в отношении указанных объектов недвижимости не принято.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи, следует, что передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, муниципальному предприятию, созданному для целей реализации полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения, в случаях, указанных в законе, не запрещено, относится к полномочиям собственника имущества, не является преференцией, при этом статья 28.1 Закона "О теплоснабжении", а равно статья 41.1 Закона "О водоснабжении и водоотведении", не затрагивает и не ограничивает правомочия собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, не исключает и не запрещает возможность передачи собственником муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Соответствующие разъяснения были даны в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в незаключении концессионных соглашений.
Обстоятельства: Муниципальному образованию на праве собственности принадлежат объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые могут быть переданы в пользование юридическому лицу только на основании концессионного соглашения. Мер к заключению концессионного соглашения в отношении указанных объектов недвижимости не принято.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи, следует, что передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, муниципальному предприятию, созданному для целей реализации полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения, в случаях, указанных в законе, не запрещено, относится к полномочиям собственника имущества, не является преференцией, при этом статья 28.1 Закона "О теплоснабжении", а равно статья 41.1 Закона "О водоснабжении и водоотведении", не затрагивает и не ограничивает правомочия собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, не исключает и не запрещает возможность передачи собственником муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Соответствующие разъяснения были даны в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Существенная законодательная корректировка целей создания унитарных предприятий повлекла за собой процессы их массовой - и теперь неизбежной - ликвидации на муниципальном уровне. Процесс, начатый Федеральной антимонопольной службой, завершается законодательным запретом создания МУПов на большинстве социально значимых рынков.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Существенная законодательная корректировка целей создания унитарных предприятий повлекла за собой процессы их массовой - и теперь неизбежной - ликвидации на муниципальном уровне. Процесс, начатый Федеральной антимонопольной службой, завершается законодательным запретом создания МУПов на большинстве социально значимых рынков.
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что п. 9 ст. 29 Закона о предприятиях установлен запрет на реорганизацию МУП, если в результате такой реорганизации одно или несколько создаваемых МУП не будут соответствовать условиям, предусмотренным п. п. 2 и 4 ст. 8 Закона о предприятиях, согласно которым:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что п. 9 ст. 29 Закона о предприятиях установлен запрет на реорганизацию МУП, если в результате такой реорганизации одно или несколько создаваемых МУП не будут соответствовать условиям, предусмотренным п. п. 2 и 4 ст. 8 Закона о предприятиях, согласно которым:
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
Статья: КС РФ о правомерности предоставления МУП субсидий органами местного самоуправления
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В связи с этим Федеральный закон N 161-ФЗ увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством РФ (п. 2 и 4 ст. 8). С этими положениями корреспондирует ст. 35.1 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В связи с этим Федеральный закон N 161-ФЗ увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством РФ (п. 2 и 4 ст. 8). С этими положениями корреспондирует ст. 35.1 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Коммерческие унитарные юридические лица представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями, некоммерческие - учреждениями, фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями и публично-правовыми компаниями, государственными корпорациями и государственными компаниями.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Коммерческие унитарные юридические лица представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями, некоммерческие - учреждениями, фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями и публично-правовыми компаниями, государственными корпорациями и государственными компаниями.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие:
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие:
Готовое решение: Как оценивают эффективность использования имущества в отношении ГУП (МУП) и хозяйственных обществ с участием ППО
(КонсультантПлюс, 2025)деятельность ГУП (МУП), осуществляемая на конкурентном товарном рынке, соответствует требованиям Закона о защите конкуренции. Например, в общем случае запрещено создание унитарных предприятий и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках.
(КонсультантПлюс, 2025)деятельность ГУП (МУП), осуществляемая на конкурентном товарном рынке, соответствует требованиям Закона о защите конкуренции. Например, в общем случае запрещено создание унитарных предприятий и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках.
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Цели создания муниципального казенного предприятия могут уточняться в нормативных актах муниципального уровня. Так, согласно 1.6 Порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Чехов, утв. Решением Совета депутатов городского округа Чехов МО от 15.12.2017 N 112/8-2017, муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Цели создания муниципального казенного предприятия могут уточняться в нормативных актах муниципального уровня. Так, согласно 1.6 Порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Чехов, утв. Решением Совета депутатов городского округа Чехов МО от 15.12.2017 N 112/8-2017, муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Те лица, которые принимают решение об учреждении юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ), являются его учредителями. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица они также являются собственниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) либо приобретают статус участника (хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства), акционера (акционерные общества), члена (иные организационно-правовые формы корпоративных организаций). Такой же статус приобретают лица, которые приобрели доли участия, акции, стали членами юридических лиц после их создания. Исключение составляют унитарные юридические лица, в отношении имущества которых учредители не имеют никаких имущественных прав. В отношении создавших их лиц употребляется только понятие "учредители".
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Те лица, которые принимают решение об учреждении юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ), являются его учредителями. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица они также являются собственниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) либо приобретают статус участника (хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства), акционера (акционерные общества), члена (иные организационно-правовые формы корпоративных организаций). Такой же статус приобретают лица, которые приобрели доли участия, акции, стали членами юридических лиц после их создания. Исключение составляют унитарные юридические лица, в отношении имущества которых учредители не имеют никаких имущественных прав. В отношении создавших их лиц употребляется только понятие "учредители".
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Ограничения, налагаемые на государственного посредника в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", не позволяют ему гибко и оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия мирового рынка вооружений.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Ограничения, налагаемые на государственного посредника в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", не позволяют ему гибко и оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия мирового рынка вооружений.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)2.1-1. Комментируемая часть закрепляет обязанность операторов государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений использовать для размещения своих сайтов только провайдеров хостинга, сведения о которых содержатся в реестре, который ведется Роскомнадзором.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)2.1-1. Комментируемая часть закрепляет обязанность операторов государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений использовать для размещения своих сайтов только провайдеров хостинга, сведения о которых содержатся в реестре, который ведется Роскомнадзором.
Статья: Правовое регулирование участия муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Во-первых, это существование хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Так, в 2019 г. был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <7>, предусматривающий запрет на создание и ведение деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Однако в проекте Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 гг. <8> предполагается усиление мер по снижению доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках. Здесь при совершенствовании законодательства необходимо учитывать социально значимые отрасли, а именно следует провести анализ региональных и муниципальных юридических лиц в таких отраслях экономики для дальнейших законодательных решений в этой части.
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Во-первых, это существование хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Так, в 2019 г. был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <7>, предусматривающий запрет на создание и ведение деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Однако в проекте Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 гг. <8> предполагается усиление мер по снижению доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках. Здесь при совершенствовании законодательства необходимо учитывать социально значимые отрасли, а именно следует провести анализ региональных и муниципальных юридических лиц в таких отраслях экономики для дальнейших законодательных решений в этой части.
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В этой связи в декабре 2019 г. принят Федеральный закон N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <4> (далее - Федеральный закон N 485-ФЗ), регулирующий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Реформирование деятельности унитарных предприятий развивается по двум направлениям: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках. Унитарное предприятие может быть преобразовано в акционерное общество, в учреждение или ликвидировано. Рассмотрим более подробно.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В этой связи в декабре 2019 г. принят Федеральный закон N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <4> (далее - Федеральный закон N 485-ФЗ), регулирующий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Реформирование деятельности унитарных предприятий развивается по двум направлениям: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках. Унитарное предприятие может быть преобразовано в акционерное общество, в учреждение или ликвидировано. Рассмотрим более подробно.