Замещение учителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Замещение учителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.05.2025 по делу N 33-6637/2025 (УИД 66RS0011-01-2024-002139-16)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно, возложении обязанности назначить пенсию, включении периодов в трудовой стаж.
Обстоятельства: В стаж педагогической деятельности не включены периоды работы в средней общеобразовательной школе, детских садах, в том числе в должностях организатора досуга детей, руководителя кружка, вожатого, воспитателя.
Решение: Отказано.Как правильно указано судом, представленные истцом приказы о тарификации нагрузки за 1996 - 2002 годы (л. <...>) не свидетельствуют о замещении ей штатной должности учителя, содержат сведения о ведении двух, четырех часов уроков. Вместе с тем, списками N 463, N 1067 и N 781 предусмотрено выполнение работы за ставку заработной платы (должностной оклад) учителя, то есть требуется занятие штатной должности учителя, данное условие у истца отсутствует. Судом сделан законный и обоснованный вывод о том, что ведение истцом уроков в период работы по должностям организатора досуга детей, руководителем кружка, вожатой без занятия штатной должности учителя на ставку заработной платы (должностной оклад) не дает ей право на льготное пенсионное обеспечение.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно, возложении обязанности назначить пенсию, включении периодов в трудовой стаж.
Обстоятельства: В стаж педагогической деятельности не включены периоды работы в средней общеобразовательной школе, детских садах, в том числе в должностях организатора досуга детей, руководителя кружка, вожатого, воспитателя.
Решение: Отказано.Как правильно указано судом, представленные истцом приказы о тарификации нагрузки за 1996 - 2002 годы (л. <...>) не свидетельствуют о замещении ей штатной должности учителя, содержат сведения о ведении двух, четырех часов уроков. Вместе с тем, списками N 463, N 1067 и N 781 предусмотрено выполнение работы за ставку заработной платы (должностной оклад) учителя, то есть требуется занятие штатной должности учителя, данное условие у истца отсутствует. Судом сделан законный и обоснованный вывод о том, что ведение истцом уроков в период работы по должностям организатора досуга детей, руководителем кружка, вожатой без занятия штатной должности учителя на ставку заработной платы (должностной оклад) не дает ей право на льготное пенсионное обеспечение.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2023 по делу N 88-10939/2023, 2-3992/2023 (УИД 07RS0001-02-2023-003014-09)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассатора о том, что в период работы пионервожатой истца исполняла обязанности учителя кабардинского языка не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку из представленных выписок из приказов следует, что истица в мае 1997 года замещала 4 часа за учителя ФИО9, в сентябре 1996 года 4 часа за ФИО10, что не свидетельствует о том, что она работала постоянно учителем кабардинского языка.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассатора о том, что в период работы пионервожатой истца исполняла обязанности учителя кабардинского языка не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку из представленных выписок из приказов следует, что истица в мае 1997 года замещала 4 часа за учителя ФИО9, в сентябре 1996 года 4 часа за ФИО10, что не свидетельствует о том, что она работала постоянно учителем кабардинского языка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы гражданско-правовой ответственности
(Журдэн П.)
("Вестник гражданского права", 2021, NN 4, 5, 6; 2022, N 1)Замещение государством применяется ко всем членам государственных и частных учебных заведений, заключившим договор с государством (религиозные школы). Оно [замещение] также приносит пользу наставникам и педагогам, работающим не в образовательном учреждении, если эта деятельность организована в рамках школьного обучения и под ответственность учителя. Наконец, замещение охватывает ущерб, нанесенный учениками другим ученикам или третьим лицам, а также ущерб, который могут нанести учащимся учителя.
(Журдэн П.)
("Вестник гражданского права", 2021, NN 4, 5, 6; 2022, N 1)Замещение государством применяется ко всем членам государственных и частных учебных заведений, заключившим договор с государством (религиозные школы). Оно [замещение] также приносит пользу наставникам и педагогам, работающим не в образовательном учреждении, если эта деятельность организована в рамках школьного обучения и под ответственность учителя. Наконец, замещение охватывает ущерб, нанесенный учениками другим ученикам или третьим лицам, а также ущерб, который могут нанести учащимся учителя.
Статья: Квалификация злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России) с учетом специальных норм
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденного уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей учителей в общеобразовательных организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, сформированного исходя из потребности субъекта Российской Федерации в восполнении вакантных должностей учителей в общеобразовательных организациях согласно форме федерального статистического наблюдения N ОО-1, с учетом реализации мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат в субъекте Российской Федерации за предыдущий период (наличие в субъекте Российской Федерации возвратов учителями единовременных компенсационных выплат и (или) недостижение субъектом Российской Федерации значений результата использования субсидии в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил является критерием для снижения количества вакансий при расчете объема субсидии для каждого субъекта Российской Федерации).
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденного уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей учителей в общеобразовательных организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, сформированного исходя из потребности субъекта Российской Федерации в восполнении вакантных должностей учителей в общеобразовательных организациях согласно форме федерального статистического наблюдения N ОО-1, с учетом реализации мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат в субъекте Российской Федерации за предыдущий период (наличие в субъекте Российской Федерации возвратов учителями единовременных компенсационных выплат и (или) недостижение субъектом Российской Федерации значений результата использования субсидии в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил является критерием для снижения количества вакансий при расчете объема субсидии для каждого субъекта Российской Федерации).
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 348
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, составе затрат организаций на рабочую силу, средней заработной платой работников по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала")заполнение строки 04: учитываются лица, замещающие должности педагогических работников, включая учителей - логопедов (логопедов), в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность. В случае отсутствия лицензии данные по педагогическим работникам отражаются по строке 13 "прочий персонал".
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, составе затрат организаций на рабочую силу, средней заработной платой работников по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала", "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала")заполнение строки 04: учитываются лица, замещающие должности педагогических работников, включая учителей - логопедов (логопедов), в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность. В случае отсутствия лицензии данные по педагогическим работникам отражаются по строке 13 "прочий персонал".
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П <КС РФ: в зарплату-МРОТ педагогов нельзя включать выплаты за дополнительные работы>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)Значит, в зарплату по МРОТ учителя нельзя включать выплаты, не входящие в основные должностные обязанности педагога в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, или учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)Значит, в зарплату по МРОТ учителя нельзя включать выплаты, не входящие в основные должностные обязанности педагога в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, или учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
Ситуация: Как заключить договор дарения недвижимости с родственником?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Данное основание прекращения трудового договора может быть применено лишь в отношении работников, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а именно к лицам, замещающим (занимающим):
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Данное основание прекращения трудового договора может быть применено лишь в отношении работников, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а именно к лицам, замещающим (занимающим):
Статья: Деконструкция правового дискурса переходного периода
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Уважение к традиции предполагает регулярное и интенсивное обращение к научному прошлому (истории науки): переосмысление старых концепций, культ старых (классических) авторов, демонстрацию признания учителей и предшественников и уважения к ним, посвящение им научных мероприятий, отмечание различных юбилеев и пр. В сложившихся корпорациях оно выполняет консолидирующую функцию и выступает обязательным условием членства и корпоративной карьеры. Таким образом, оно не является чем-то изначально аномальным. В переходный период, однако, уважение к традиции принимает чрезмерный и гротескный характер: замещает реальную работу, блокирует развитие, становится ритуалом, не подкрепленным глубоким знанием.
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Уважение к традиции предполагает регулярное и интенсивное обращение к научному прошлому (истории науки): переосмысление старых концепций, культ старых (классических) авторов, демонстрацию признания учителей и предшественников и уважения к ним, посвящение им научных мероприятий, отмечание различных юбилеев и пр. В сложившихся корпорациях оно выполняет консолидирующую функцию и выступает обязательным условием членства и корпоративной карьеры. Таким образом, оно не является чем-то изначально аномальным. В переходный период, однако, уважение к традиции принимает чрезмерный и гротескный характер: замещает реальную работу, блокирует развитие, становится ритуалом, не подкрепленным глубоким знанием.
Ситуация: Как заключить договор дарения доли в жилом доме (в том числе с долей земельного участка)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что не допускается, в частности, дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что не допускается, в частности, дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
Статья: Новая миграционная политика и ее административно-правовое обеспечение
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)На эту проблему указывают и многочисленные публикации в средствах массовой информации. Среди фактов, подтверждающих наличие процесса замещающей миграции коренного российского населения, к примеру, можно привести случай в Волгоградской области. Там в одной из школ 1 сентября в первый класс пришли только дети мигрантов из Средней Азии. По этой причине учительница начальных классов уволилась из школы. В Подмосковье в школе мигранты-родители, исповедующие ислам, запретили своим детям участвовать в мероприятиях по случаю Нового года. На родительском собрании они объяснили это тем, что их религия, в отличие от христианской, запрещает поклоняться дереву (елке).
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)На эту проблему указывают и многочисленные публикации в средствах массовой информации. Среди фактов, подтверждающих наличие процесса замещающей миграции коренного российского населения, к примеру, можно привести случай в Волгоградской области. Там в одной из школ 1 сентября в первый класс пришли только дети мигрантов из Средней Азии. По этой причине учительница начальных классов уволилась из школы. В Подмосковье в школе мигранты-родители, исповедующие ислам, запретили своим детям участвовать в мероприятиях по случаю Нового года. На родительском собрании они объяснили это тем, что их религия, в отличие от христианской, запрещает поклоняться дереву (елке).
Ситуация: Как оформить договор дарения жилого дома (в том числе с земельным участком)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник объекта недвижимости вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник объекта недвижимости вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
Ситуация: Как гражданам заключить договор дарения нежилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).