Замена наказания в виде ограничения по военной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена наказания в виде ограничения по военной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)26) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном ст. 148 УИК РФ;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)26) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном ст. 148 УИК РФ;
"Обвиняемый. Комментарий к ст. 47 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)26) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном ст. 148 УИК РФ;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)26) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном ст. 148 УИК РФ;
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы
(ред. от 07.04.2025)Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)19) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном статьей 148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
(ред. от 27.10.2025)19) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном статьей 148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
Статья: Проблемные аспекты условного осуждения
(Иногамова-Хегай Л.В., Куликов А.С.)
("Законность", 2023, N 3)Применение условного осуждения допускается в случае назначения одного из нескольких видов наказаний, имеющих различные уровни правоограничений, карательного воздействия на осужденного и продолжительности сроков. Так, исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части назначаются на срок от 3 месяцев до 2 лет, а лишение свободы может быть назначено на срок до 8 лет. При этом ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части могут назначаться военнослужащим в качестве замены как исправительных работ, так и лишения свободы. Перечень видов наказаний, которые могут признаваться судом условными, установлен довольно произвольно. Исходя из того, что в гл. 9 УК виды наказаний распределены от менее строгого к более суровому, возможность применения условного осуждения при назначении как одного из самых суровых наказаний (лишения свободы на определенный срок), так и менее строгих наказаний является не вполне оправданным. Более того, по данным Л. Кулевой, за 2016 г. - 1-е полугодие 2018 г. "число условно осужденных к иным видам наказаний, нежели лишение свободы, незначительно и составляет каждый год 7% от общего числа условно осужденных" <3>. Отметим, что и за 2018 г. - 1-е полугодие 2022 г. число условно осужденных к иным видам наказаний хотя и было различным каждый год, но также не превышало 7% от общего числа <4>. Таким образом, судебная практика показывает, что применение условного осуждения в случае назначения иного наказания, кроме лишения свободы, осуществляется редко. В связи с этим приведенный в ч. 1 ст. 73 УК перечень видов наказаний, которые могут назначаться без их реального отбывания (условно), может быть сужен до лишения свободы, что, в свою очередь, существенно не отразится на правоприменительной практике.
(Иногамова-Хегай Л.В., Куликов А.С.)
("Законность", 2023, N 3)Применение условного осуждения допускается в случае назначения одного из нескольких видов наказаний, имеющих различные уровни правоограничений, карательного воздействия на осужденного и продолжительности сроков. Так, исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части назначаются на срок от 3 месяцев до 2 лет, а лишение свободы может быть назначено на срок до 8 лет. При этом ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части могут назначаться военнослужащим в качестве замены как исправительных работ, так и лишения свободы. Перечень видов наказаний, которые могут признаваться судом условными, установлен довольно произвольно. Исходя из того, что в гл. 9 УК виды наказаний распределены от менее строгого к более суровому, возможность применения условного осуждения при назначении как одного из самых суровых наказаний (лишения свободы на определенный срок), так и менее строгих наказаний является не вполне оправданным. Более того, по данным Л. Кулевой, за 2016 г. - 1-е полугодие 2018 г. "число условно осужденных к иным видам наказаний, нежели лишение свободы, незначительно и составляет каждый год 7% от общего числа условно осужденных" <3>. Отметим, что и за 2018 г. - 1-е полугодие 2022 г. число условно осужденных к иным видам наказаний хотя и было различным каждый год, но также не превышало 7% от общего числа <4>. Таким образом, судебная практика показывает, что применение условного осуждения в случае назначения иного наказания, кроме лишения свободы, осуществляется редко. В связи с этим приведенный в ч. 1 ст. 73 УК перечень видов наказаний, которые могут назначаться без их реального отбывания (условно), может быть сужен до лишения свободы, что, в свою очередь, существенно не отразится на правоприменительной практике.
Статья: Уголовно-правовое регулирование и судебная практика назначения принудительных работ в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)<14> Наказания в виде ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной части по закону могут быть альтернативой соответственно исправительным работам и лишению свободы. Однако в ст. 51 и 55 УК РФ требование о предварительном назначении заменяемых наказаний (как в ч. 2 ст. 53.1 УК РФ) не содержится. Вместе с тем в названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ утверждается, что при замене лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части вначале "должно быть назначено наказание в виде лишения свободы..." (п. 24).
(Сафин Л.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)<14> Наказания в виде ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной части по закону могут быть альтернативой соответственно исправительным работам и лишению свободы. Однако в ст. 51 и 55 УК РФ требование о предварительном назначении заменяемых наказаний (как в ч. 2 ст. 53.1 УК РФ) не содержится. Вместе с тем в названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ утверждается, что при замене лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части вначале "должно быть назначено наказание в виде лишения свободы..." (п. 24).
Вопрос: Кому и при наличии каких обстоятельств уголовное наказание в виде штрафа подлежит замене на обязательные работы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами вопреки ограничениям, установленным ч. 4 ст. 49 УК РФ. Так, в силу указанной нормы обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (Обзор апелляционной практики по уголовным делам за июнь - июль 2024 года (подготовлен Верховным судом Республики Коми)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами вопреки ограничениям, установленным ч. 4 ст. 49 УК РФ. Так, в силу указанной нормы обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (Обзор апелляционной практики по уголовным делам за июнь - июль 2024 года (подготовлен Верховным судом Республики Коми)).
Статья: Ограничение по военной службе: место в системе видов уголовных наказаний и вопросы назначения
(Сивов В.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)Сложившееся положение невозможно скорректировать либо хотя бы смягчить путем дачи разъяснений по рассматриваемым вопросам судебной практики. В частности, этого не произошло с принятием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы", в п. 114 которого относительно проблематики, анализируемой в настоящей статье, со ссылкой на содержание ч. 1 ст. 51 УК РФ лишь уточнен алгоритм назначения ограничения по военной службе - непосредственно вместо исправительных работ без необходимости их назначения с последующей заменой ограничением по военной службе <7>.
(Сивов В.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)Сложившееся положение невозможно скорректировать либо хотя бы смягчить путем дачи разъяснений по рассматриваемым вопросам судебной практики. В частности, этого не произошло с принятием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы", в п. 114 которого относительно проблематики, анализируемой в настоящей статье, со ссылкой на содержание ч. 1 ст. 51 УК РФ лишь уточнен алгоритм назначения ограничения по военной службе - непосредственно вместо исправительных работ без необходимости их назначения с последующей заменой ограничением по военной службе <7>.
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Краткосрочные выезды осужденных продолжительностью до семи суток (ст. 162 УИК) нельзя отнести к поощрительной мере, так как для выезда необходимы иные основания: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие и т.д. Несомненно, поощрительными следует считать отдельные уголовно-правовые институты: условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК), замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК), хотя последнее основание можно рассматривать как некий "формализм". Исходя из прямого запрета содержание в дисциплинарной воинской части не может быть заменено обязательными, исправительными работами, ограничением свободы. Ограничение по военной службе можно назначить (а соответственно, и заменить) только "контрактникам". Фактически в "арсенале" остаются только принудительные работы, которые вряд ли объективно можно оценить как более мягкое наказание.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Краткосрочные выезды осужденных продолжительностью до семи суток (ст. 162 УИК) нельзя отнести к поощрительной мере, так как для выезда необходимы иные основания: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, стихийное бедствие и т.д. Несомненно, поощрительными следует считать отдельные уголовно-правовые институты: условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК), замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК), хотя последнее основание можно рассматривать как некий "формализм". Исходя из прямого запрета содержание в дисциплинарной воинской части не может быть заменено обязательными, исправительными работами, ограничением свободы. Ограничение по военной службе можно назначить (а соответственно, и заменить) только "контрактникам". Фактически в "арсенале" остаются только принудительные работы, которые вряд ли объективно можно оценить как более мягкое наказание.