Заключение по служебной проверке госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение по служебной проверке госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Служебная проверка" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Доводы кассационной жалобы о том, что истец не был ознакомлен должным образом с текстом служебного письма начальника Управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю П. от 19 июня 2023 г. N исх-01-10-306/2023, а также приложенным актом от 14 июня 2023 г. в связи с непредоставлением копий документов или возможности произвести их фотофиксацию, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 3 части 8 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ ознакомление государственного служащего с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки является правом государственного гражданского служащего, реализуемым им по своему усмотрению. Из материалов дела усматривается, что истец ознакомлен с заключением по результатам служебной проверки."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужащие: персональные данные, личное дело
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что основанием издания приказа... "О проведении служебной проверки" явилось обращение государственного гражданского служащего... Ц., в котором истец указал свои персональные данные: фамилию, имя, отечество, замещаемую должность, адрес регистрации, телефон.
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что основанием издания приказа... "О проведении служебной проверки" явилось обращение государственного гражданского служащего... Ц., в котором истец указал свои персональные данные: фамилию, имя, отечество, замещаемую должность, адрес регистрации, телефон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести служебную проверку госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Результаты служебной проверки в отношении госслужащего оформите в виде письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе). Подробнее о том, как его составить, расскажем далее.
(КонсультантПлюс, 2025)Результаты служебной проверки в отношении госслужащего оформите в виде письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе). Подробнее о том, как его составить, расскажем далее.
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Актуальность анализа института служебной проверки в системе государственной службы РФ, проводимой в связи с нарушениями служебной дисциплины, обусловлена различными подходами к ее правовой регламентации в рамках отдельных административных ведомств (государственных органов), в том числе в части: определения задач проверки; круга субъектов и участников, их правового статуса; порядка и сроков проведения проверки, применения обеспечительных мер, видов разрешенных действий по сбору и закреплению доказательств; утверждения заключения проверки и ознакомления заинтересованных лиц с ее результатами. Далее, при единоличном рассмотрении заключения проверки, руководителем (начальником) принимается решение о наложении дисциплинарного взыскания на государственного служащего; этот этап служебной проверки с учетом существующих законодательных установлений фактически подменяет стадию рассмотрения дисциплинарного дела, после чего принятое решение обращается к принудительному исполнению. Именно от полноты, своевременности, правильности, законности проведения проверки в конечном итоге зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания, а также потенциальная перспектива отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания при его оспаривании вместе с заключением проверки. Важно также отметить, что признание незаконным заключения проверки влечет отмену решения о наложении дисциплинарного взыскания.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Актуальность анализа института служебной проверки в системе государственной службы РФ, проводимой в связи с нарушениями служебной дисциплины, обусловлена различными подходами к ее правовой регламентации в рамках отдельных административных ведомств (государственных органов), в том числе в части: определения задач проверки; круга субъектов и участников, их правового статуса; порядка и сроков проведения проверки, применения обеспечительных мер, видов разрешенных действий по сбору и закреплению доказательств; утверждения заключения проверки и ознакомления заинтересованных лиц с ее результатами. Далее, при единоличном рассмотрении заключения проверки, руководителем (начальником) принимается решение о наложении дисциплинарного взыскания на государственного служащего; этот этап служебной проверки с учетом существующих законодательных установлений фактически подменяет стадию рассмотрения дисциплинарного дела, после чего принятое решение обращается к принудительному исполнению. Именно от полноты, своевременности, правильности, законности проведения проверки в конечном итоге зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения дисциплинарного взыскания, а также потенциальная перспектива отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания при его оспаривании вместе с заключением проверки. Важно также отметить, что признание незаконным заключения проверки влечет отмену решения о наложении дисциплинарного взыскания.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Н. обратился в суд с иском к территориальному органу Федерального казначейства о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа об освобождении от замещаемой должности, восстановлении в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Н. обратился в суд с иском к территориальному органу Федерального казначейства о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа об освобождении от замещаемой должности, восстановлении в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.05.2025 N 19-П
"По делу о проверке конституционности статьи 74 и части третьей статьи 389.11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.С. Жукова"Секретарь судебного заседания как государственный гражданский служащий также является субъектом дисциплинарной ответственности, и в отношении него может проводиться служебная проверка, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены, в частности, факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, его вина, причины и условия, способствовавшие совершению такого проступка, характер и размер вреда, причиненного в его результате (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Порядок такой проверки устанавливается утверждаемой председателем соответствующего суда инструкцией (пункт 2 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 октября 2017 года N 187 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации").
"По делу о проверке конституционности статьи 74 и части третьей статьи 389.11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.С. Жукова"Секретарь судебного заседания как государственный гражданский служащий также является субъектом дисциплинарной ответственности, и в отношении него может проводиться служебная проверка, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены, в частности, факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, его вина, причины и условия, способствовавшие совершению такого проступка, характер и размер вреда, причиненного в его результате (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Порядок такой проверки устанавливается утверждаемой председателем соответствующего суда инструкцией (пункт 2 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 октября 2017 года N 187 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации").
Статья: Материалы служебной проверки: нужно ли знакомить с ними работника?
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)На данное заявление ему был направлен ответ с отказом в предоставлении надлежащим образом заверенных материалов служебной проверки. При этом департамент ознакомил государственного гражданского служащего Ц. с результатами служебной проверки, ему была выдана копия заключения по результатам служебной проверки по фактам нарушения служебного распорядка, выразившегося в отсутствии на рабочем месте без уважительной причины. Одновременно был составлен акт о передаче данной копии заключения.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)На данное заявление ему был направлен ответ с отказом в предоставлении надлежащим образом заверенных материалов служебной проверки. При этом департамент ознакомил государственного гражданского служащего Ц. с результатами служебной проверки, ему была выдана копия заключения по результатам служебной проверки по фактам нарушения служебного распорядка, выразившегося в отсутствии на рабочем месте без уважительной причины. Одновременно был составлен акт о передаче данной копии заключения.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Вместо заключения: выводы и рекомендации, или что делать. Ранее мы уже обосновывали необходимость закрепить в служебном законодательстве норму об обязательном проведении служебной проверки в случае привлечения государственного служащего к ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков [22]. Здесь, в связи с изложенным выше, целесообразным представляется закрепление обязанности представителя нанимателя возбудить дисциплинарное производство и назначить проведение служебной проверки в случае выявления деяний, содержащих признаки грубого дисциплинарного проступка. При этом данная обязанность, как предлагалось в юридической доктрине, должна быть подкреплена ответственностью уже представителя нанимателя или уполномоченного им лица за ее нарушение. Дело в том, что обнаружение факта совершения дисциплинарного проступка, как правило, осуществляется непосредственным начальником государственного служащего, сотрудниками кадрового подразделения, т.е. именно уполномоченными лицами. В связи с этим необходимо предусмотреть обязанность информирования указанными лицами представителя нанимателя о совершении дисциплинарного проступка и ответственность в случае неисполнения этой обязанности.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Вместо заключения: выводы и рекомендации, или что делать. Ранее мы уже обосновывали необходимость закрепить в служебном законодательстве норму об обязательном проведении служебной проверки в случае привлечения государственного служащего к ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков [22]. Здесь, в связи с изложенным выше, целесообразным представляется закрепление обязанности представителя нанимателя возбудить дисциплинарное производство и назначить проведение служебной проверки в случае выявления деяний, содержащих признаки грубого дисциплинарного проступка. При этом данная обязанность, как предлагалось в юридической доктрине, должна быть подкреплена ответственностью уже представителя нанимателя или уполномоченного им лица за ее нарушение. Дело в том, что обнаружение факта совершения дисциплинарного проступка, как правило, осуществляется непосредственным начальником государственного служащего, сотрудниками кадрового подразделения, т.е. именно уполномоченными лицами. В связи с этим необходимо предусмотреть обязанность информирования указанными лицами представителя нанимателя о совершении дисциплинарного проступка и ответственность в случае неисполнения этой обязанности.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении. После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона о государственной службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении. После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона о государственной службе).
Статья: Принцип профессионализма в деятельности государственных служащих
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Следующим способом проверки знаний претендентов является проведение квалификационного экзамена, результаты которого отражаются в специально оформленном экзаменационном листе. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет конкретные условия, при которых государственный служащий сдает экзамен. Так, оценка профессионального уровня происходит в отношении государственных гражданских служащих, с которыми заключены срочные служебные контракты, но при этом есть исключения, относящиеся к определенным категориям и группам должностей.
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Следующим способом проверки знаний претендентов является проведение квалификационного экзамена, результаты которого отражаются в специально оформленном экзаменационном листе. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет конкретные условия, при которых государственный служащий сдает экзамен. Так, оценка профессионального уровня происходит в отношении государственных гражданских служащих, с которыми заключены срочные служебные контракты, но при этом есть исключения, относящиеся к определенным категориям и группам должностей.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статьей 86 Закона о службе в органах принудительного исполнения закреплено только три обязательных правила, нарушение которых ведет к расторжению контракта. Однако в п. 4 комментируемой статьи указано, что обязательные правила, предъявляемые к государственным служащим, могут быть закреплены и в других федеральных законах. Поскольку к государственной службе относятся не только иные виды государственной службы, а также военная служба и гражданская служба, представляется, что обязательные правила к заключению служебного контракта с органами принудительного исполнения могут содержаться в иных федеральных законах, регламентирующих деятельность государственного служащего.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статьей 86 Закона о службе в органах принудительного исполнения закреплено только три обязательных правила, нарушение которых ведет к расторжению контракта. Однако в п. 4 комментируемой статьи указано, что обязательные правила, предъявляемые к государственным служащим, могут быть закреплены и в других федеральных законах. Поскольку к государственной службе относятся не только иные виды государственной службы, а также военная служба и гражданская служба, представляется, что обязательные правила к заключению служебного контракта с органами принудительного исполнения могут содержаться в иных федеральных законах, регламентирующих деятельность государственного служащего.
Статья: Некоторые аспекты процедуры привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)- представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)- представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- невыполнение требований законодательства об ознакомлении государственного служащего с результатами проведенной проверки, неознакомление с результатами проведенной в отношении истца проверки (путем ознакомления с докладом по результатам проверки или иным образом), предоставление истцу возможности дать письменные объяснения по результатам проверки <55>. Например: "с приказом о проведении служебной проверки, приказом от *** N *** о продлении срока ознакомления с материалами служебной проверки истец ознакомлен не был" <56>; согласно п. 3.5 Приказа Минстроя России от 28 марта 2014 г. N 129/пр подписанное заключение с материалами служебной проверки представляется Министру для принятия решения. Председатель Комиссии должен под роспись ознакомить государственного служащего, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением. В одном из дел указано: "в нарушение данных положений Приказа Минстроя России от 28 марта 2014 г. N 129/пр служебная проверка от 19.03.2018 проводилась в отсутствие председателя комиссии и члена комиссии, заключение служебной проверки ими не подписано. Сам истец с данным заключением не ознакомлен" <57>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- невыполнение требований законодательства об ознакомлении государственного служащего с результатами проведенной проверки, неознакомление с результатами проведенной в отношении истца проверки (путем ознакомления с докладом по результатам проверки или иным образом), предоставление истцу возможности дать письменные объяснения по результатам проверки <55>. Например: "с приказом о проведении служебной проверки, приказом от *** N *** о продлении срока ознакомления с материалами служебной проверки истец ознакомлен не был" <56>; согласно п. 3.5 Приказа Минстроя России от 28 марта 2014 г. N 129/пр подписанное заключение с материалами служебной проверки представляется Министру для принятия решения. Председатель Комиссии должен под роспись ознакомить государственного служащего, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением. В одном из дел указано: "в нарушение данных положений Приказа Минстроя России от 28 марта 2014 г. N 129/пр служебная проверка от 19.03.2018 проводилась в отсутствие председателя комиссии и члена комиссии, заключение служебной проверки ими не подписано. Сам истец с данным заключением не ознакомлен" <57>;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.