Заключение об оценке регулирующего воздействия
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение об оценке регулирующего воздействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2017 году Министерством строительства и ЖКХ РФ подготовлена доработанная редакция проекта поправок в ГрК РФ и отдельные законодательные акты, которым предлагается ввести в ГрК РФ понятие "комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции", под которым предлагается понимать перечень видов работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство в целях обеспечения начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом проектом предусмотрено, что на выполнение таких работ необходимо будет получать отдельное разрешение. Однако, несмотря на то что проект получил положительное заключение ОРВ и должен был быть рассмотрен в Правительстве РФ, документ так и остался законопроектом <1>, а предусмотренные им изменения относительно комплекса работ подготовительного периода строительства, реконструкции не вошли в масштабные поправки в ГрК РФ в 2018 году.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2017 году Министерством строительства и ЖКХ РФ подготовлена доработанная редакция проекта поправок в ГрК РФ и отдельные законодательные акты, которым предлагается ввести в ГрК РФ понятие "комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции", под которым предлагается понимать перечень видов работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство в целях обеспечения начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом проектом предусмотрено, что на выполнение таких работ необходимо будет получать отдельное разрешение. Однако, несмотря на то что проект получил положительное заключение ОРВ и должен был быть рассмотрен в Правительстве РФ, документ так и остался законопроектом <1>, а предусмотренные им изменения относительно комплекса работ подготовительного периода строительства, реконструкции не вошли в масштабные поправки в ГрК РФ в 2018 году.
Статья: Приостановление действия права на управление транспортными средствами как мера обеспечения медицинского допуска к управлению транспортными средствами
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Далее важно обратить внимание на следующее обстоятельство. В заключении об оценке регулирующего воздействия на указанный законопроект, подготовленном Минэкономразвития России <17>, в качестве замечания было указано на то, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18> медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий, а исходя из этого только его результаты могут быть основанием для приостановления права на управление ТС. Полагаем возможным не согласиться с данным выводом по ряду причин.
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Далее важно обратить внимание на следующее обстоятельство. В заключении об оценке регулирующего воздействия на указанный законопроект, подготовленном Минэкономразвития России <17>, в качестве замечания было указано на то, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18> медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий, а исходя из этого только его результаты могут быть основанием для приостановления права на управление ТС. Полагаем возможным не согласиться с данным выводом по ряду причин.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Статья: Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности и принцип доказательной политики
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2024, N 7)Справедливости ради здесь стоит отметить, что ранее в 2022 году ФАС России уже выходила с похожей инициативой по запрету необоснованного роста цен <28>. Тогда речь шла о дополнении Закона о защите конкуренции ст. 15.3, запрещающей согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению экономически необоснованной цены (существенный рост - более 30%) на социально значимые товары. Интересно, что данный законопроект получил негативное заключение при оценке регулирующего воздействия по следующим причинам: 1) высокая неопределенность применения обязательных требований и принятия потенциально противоречивых решений по итогам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в указанной сфере; 2) переложение бремени доказывания на хозяйствующие субъекты, которым станет необходимо доказывать, что их действия не являлись, например, согласованными; 3) de facto создание недобросовестным участникам рынка возможности манипулировать заданными ценовыми показателями, повышая цены каждые шестьдесят дней на 30%, не выходя при этом за установленный лимит (значительно повысив цены, оставаясь вне рамок действия проекта акта). В итоге все это приведет к обратному результату от заявленного и не позволит достигнуть целей правового регулирования, на что и было указано в сводном отчете.
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2024, N 7)Справедливости ради здесь стоит отметить, что ранее в 2022 году ФАС России уже выходила с похожей инициативой по запрету необоснованного роста цен <28>. Тогда речь шла о дополнении Закона о защите конкуренции ст. 15.3, запрещающей согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению экономически необоснованной цены (существенный рост - более 30%) на социально значимые товары. Интересно, что данный законопроект получил негативное заключение при оценке регулирующего воздействия по следующим причинам: 1) высокая неопределенность применения обязательных требований и принятия потенциально противоречивых решений по итогам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в указанной сфере; 2) переложение бремени доказывания на хозяйствующие субъекты, которым станет необходимо доказывать, что их действия не являлись, например, согласованными; 3) de facto создание недобросовестным участникам рынка возможности манипулировать заданными ценовыми показателями, повышая цены каждые шестьдесят дней на 30%, не выходя при этом за установленный лимит (значительно повысив цены, оставаясь вне рамок действия проекта акта). В итоге все это приведет к обратному результату от заявленного и не позволит достигнуть целей правового регулирования, на что и было указано в сводном отчете.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ комментируемая статья дополнена новой ч. 2.1, устанавливающей правило о досрочном (ранее сроков, определяемых в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи) вступлении в силу положений нормативных правовых актов, вносящих изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, если этими изменениями предусматривается снижение затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не устанавливаются новые обязательные требования в форме условий, ограничений, запретов или обязанностей. Для применения данного положения необходимо формальное основание в виде заключения об оценке регулирующего воздействия, подтверждающего факт снижения обременения хозяйствующих субъектов.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ комментируемая статья дополнена новой ч. 2.1, устанавливающей правило о досрочном (ранее сроков, определяемых в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи) вступлении в силу положений нормативных правовых актов, вносящих изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, если этими изменениями предусматривается снижение затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не устанавливаются новые обязательные требования в форме условий, ограничений, запретов или обязанностей. Для применения данного положения необходимо формальное основание в виде заключения об оценке регулирующего воздействия, подтверждающего факт снижения обременения хозяйствующих субъектов.
Статья: Правовые коллизии, возникающие при формировании национальной системы финансовых и товарных индикаторов
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах", ID 02/04/02-23/00136176, разработчик - Минфин России, не внесен в Госдуму Федерального Собрания РФ. Минэкономразвития России на указанный законопроект было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 30 июня 2023 г. N 23381-ах/д26и <3>;
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)- законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах", ID 02/04/02-23/00136176, разработчик - Минфин России, не внесен в Госдуму Федерального Собрания РФ. Минэкономразвития России на указанный законопроект было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 30 июня 2023 г. N 23381-ах/д26и <3>;
Статья: К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках пятого антимонопольного пакета
(Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Ряд других государственных органов и организаций также проанализировали изменения в Законе о защите конкуренции. Например, согласно заключению об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ сделаны следующие выводы:
(Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Ряд других государственных органов и организаций также проанализировали изменения в Законе о защите конкуренции. Например, согласно заключению об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ сделаны следующие выводы:
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Эта последовательность в действительности гораздо более сложная. На каждой из стадий можно найти признаки элементов (но лишь элементов, что важно, как будет показано ниже) других стадий. Например, на стадии правового нормирования или нормотворчества используемые административные процедуры предусматривают допуск к определенным действиям конкретных лиц, аккредитацию независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы, отбор кандидатов в составы рабочих групп и подкомиссий правительственной комиссии по административной реформе. Контроль осуществляется в различных формах, начиная с текущего контроля руководителей за исполнением ответственных сотрудников своих обязанностей и заканчивая заслушиванием разработчиков проектов нормативных правовых актов на заседаниях правительственной комиссии по административной реформе, правительственной комиссии по законопроектной деятельности и т.д. В качестве мер принуждения на данной стадии применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарные взыскания к нарушителям исполнительской дисциплины, кадровые решения) и правовосстановительные меры (снятие проекта нормативного правового акта с рассмотрения или его корректировка). Нормотворческая деятельность оценивается, субъекты нормотворчества представляют отчеты и доклады в Правительство РФ, где проводится анализ, выявляются недостатки и проблемы, вносятся изменения в документы, регламентирующие порядок разработки законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, меняются требования к ним и к сопровождающим документам (заключениям об оценке регулирующего воздействия, пояснительным запискам с разбором ситуации, рассмотрением альтернативных подходов, анализом отечественного и зарубежного опыта, финансово-экономическим обоснованием, включающим в себя обзор затрат и выгод).
Статья: Вступили в силу изменения законодательства в части порядка прослеживаемости товаров
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Проект соответствующего приказа (ID проекта: 139625) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на момент подготовки материала находится на стадии заключения об ОРВ.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Проект соответствующего приказа (ID проекта: 139625) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на момент подготовки материала находится на стадии заключения об ОРВ.
Статья: Разработаны и обнародованы инициативы, касающиеся работодателей
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)Отметим, что Минтрудом России разработан проект с похожими изменениями в ст. 135 ТК РФ. О нем мы рассказывали в "ЭЖ-Бухгалтер" N 33, 2023. Однако он в Госдуму еще не вносился и находится на портале проектов нормативных правовых актов на стадии "Подготовка заключения об ОРВ".
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)Отметим, что Минтрудом России разработан проект с похожими изменениями в ст. 135 ТК РФ. О нем мы рассказывали в "ЭЖ-Бухгалтер" N 33, 2023. Однако он в Госдуму еще не вносился и находится на портале проектов нормативных правовых актов на стадии "Подготовка заключения об ОРВ".