Заключение договора в нарушение 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договора в нарушение 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 167 ГК РФ неотделимый в натуре результат работ по договору, заключенному в нарушение Закона N 44-ФЗ без проведения торгов, имеет для заказчика потребительскую ценность, принят без замечаний и полностью оплачен >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды нежилого помещения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды отклонили доводы ответчика о недействительности (ничтожности) договора как заключенного с нарушением требований Закона N 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды отклонили доводы ответчика о недействительности (ничтожности) договора как заключенного с нарушением требований Закона N 44-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик является муниципальным органом исполнительной власти, который финансируется исключительно за счет средств муниципального бюджета и договорные отношения которого регулируются Законом N 44-ФЗ. Договор заключен с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в связи с чем в силу ст. 168 ГК РФ является недействительным.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик является муниципальным органом исполнительной власти, который финансируется исключительно за счет средств муниципального бюджета и договорные отношения которого регулируются Законом N 44-ФЗ. Договор заключен с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в связи с чем в силу ст. 168 ГК РФ является недействительным.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель - профессиональный участник правоотношений, который не мог не знать, что заключает и исполняет договор, нарушая требования Закона N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнитель - профессиональный участник правоотношений, который не мог не знать, что заключает и исполняет договор, нарушая требования Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В силу вышеизложенного правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы без договора, подлежащего заключению согласно требованиям Закона N 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями правил Закона N 44-ФЗ. Ссылки заказчика, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора, на нарушение норм Закона N 223-ФЗ не являются при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В силу вышеизложенного правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы без договора, подлежащего заключению согласно требованиям Закона N 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями правил Закона N 44-ФЗ. Ссылки заказчика, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора, на нарушение норм Закона N 223-ФЗ не являются при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Ситуация: Как по соглашению сторон расторгнуть частично исполненный контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки). Сведения о таких поставщиках включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2, 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). О существенных нарушениях договора поставки см. Готовое решение.
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Таким образом, механизм координации интересов фактически изъят из Федерального закона N 44-ФЗ, несмотря на то что последняя во многом является частью имущественных гражданско-правовых отношений. Нарушенными оказались нормы ГК РФ, устанавливающие принцип свободы договора и судебной защиты нарушенных гражданских прав, регулирующие вопросы заключения договора в обязательном порядке, а также положения о преддоговорных спорах (ст. 445, 446 ГК РФ). Данные обстоятельства, во-первых, исключают возможность развития правоотношений в пользу появления такого важного юридического факта, как решение суда о содержании спорных договорных условий <23>. Во-вторых, Конституцией Российской Федерации <24> каждому гарантируется право на судебную защиту прав и свобод, право на обжалование решений и действий органов власти и иных должностных лиц (п. 1, 2 ст. 46) <25>.
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Таким образом, механизм координации интересов фактически изъят из Федерального закона N 44-ФЗ, несмотря на то что последняя во многом является частью имущественных гражданско-правовых отношений. Нарушенными оказались нормы ГК РФ, устанавливающие принцип свободы договора и судебной защиты нарушенных гражданских прав, регулирующие вопросы заключения договора в обязательном порядке, а также положения о преддоговорных спорах (ст. 445, 446 ГК РФ). Данные обстоятельства, во-первых, исключают возможность развития правоотношений в пользу появления такого важного юридического факта, как решение суда о содержании спорных договорных условий <23>. Во-вторых, Конституцией Российской Федерации <24> каждому гарантируется право на судебную защиту прав и свобод, право на обжалование решений и действий органов власти и иных должностных лиц (п. 1, 2 ст. 46) <25>.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) получить оплату за исполнение обязательства, если нарушена процедура заключения договора по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы без договора, подлежащего заключению согласно требованиям Закона N 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями правил Закона N 44-ФЗ. Ссылки заказчика, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора, на нарушение норм Закона N 223-ФЗ не являются при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы".
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) получить оплату за исполнение обязательства, если нарушена процедура заключения договора по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы без договора, подлежащего заключению согласно требованиям Закона N 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями правил Закона N 44-ФЗ. Ссылки заказчика, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора, на нарушение норм Закона N 223-ФЗ не являются при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы".
Статья: Об учете общих положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 при установлении дополнительных требований
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)- договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)- договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Готовое решение: Как заключить контракт теплоснабжения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Содержание такого контракта зависит от способа закупки. Если проводите закупку у единственного поставщика, то большинство требований Закона N 44-ФЗ к контракту можно не соблюдать. Заключить его можно в простой письменной форме в соответствии с ГК РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В этом случае можете смело принять вариант договора, который предлагает вам теплоснабжающая организация.
(КонсультантПлюс, 2025)Содержание такого контракта зависит от способа закупки. Если проводите закупку у единственного поставщика, то большинство требований Закона N 44-ФЗ к контракту можно не соблюдать. Заключить его можно в простой письменной форме в соответствии с ГК РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В этом случае можете смело принять вариант договора, который предлагает вам теплоснабжающая организация.
Статья: Он такой один, или Вновь о закупке у единственного поставщика
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Автономному учреждению запрещено заключать договоры в произвольном порядке, отбор контрагентов должен осуществляться в соответствии с утвержденным и опубликованным в установленном порядке положением о закупке, несоблюдение указанного в законе порядка заключения договора свидетельствует о недействительности сделки. Истец полагал, что у Закона N 223-ФЗ имеется общая направленность с Законом N 44-ФЗ, в ст. 93 которого перечислены случаи закупки у единственного поставщика.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Автономному учреждению запрещено заключать договоры в произвольном порядке, отбор контрагентов должен осуществляться в соответствии с утвержденным и опубликованным в установленном порядке положением о закупке, несоблюдение указанного в законе порядка заключения договора свидетельствует о недействительности сделки. Истец полагал, что у Закона N 223-ФЗ имеется общая направленность с Законом N 44-ФЗ, в ст. 93 которого перечислены случаи закупки у единственного поставщика.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В заключение следует отметить, что объем практики (преимущественно административной) очень ограничен, как и ее разнообразие. В сфере страхования законодательное регулирование имеет особенности только в области антиконкурентных соглашений и связано с особенностями квалификации нарушений. В целях совершенствования законодательства следует предложить дополнительно включить оказание страховых услуг в указанный в ч. 1 ст. 18 Закона о конкуренции перечень, что позволило бы препятствовать совершению нарушений порядка заключения договоров между страховыми организациями и публичными субъектами, предусмотренного в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)В заключение следует отметить, что объем практики (преимущественно административной) очень ограничен, как и ее разнообразие. В сфере страхования законодательное регулирование имеет особенности только в области антиконкурентных соглашений и связано с особенностями квалификации нарушений. В целях совершенствования законодательства следует предложить дополнительно включить оказание страховых услуг в указанный в ч. 1 ст. 18 Закона о конкуренции перечень, что позволило бы препятствовать совершению нарушений порядка заключения договоров между страховыми организациями и публичными субъектами, предусмотренного в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.