Заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом



Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Еще

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества" Федерального закона "О защите конкуренции""Системное толкование положений статьи 615 ГК РФ, части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, пункта 16 части 1 этой же статьи, а также подпункта 16 пункта 114 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" приводит к выводу о том, что, если, в соответствии с аукционной документацией и условиями заключенного с арендатором договора аренды последнему права на передачу в субаренду не передавались, арендатор не мог в силу указанного ограничения заключить сделку по передаче этого права даже с согласия собственника, для которого существовал такой же запрет по распоряжению имуществом. В связи с этим заключение договора аренды по результатам торгов само по себе не предоставляет права для передачи в субаренду, такая возможность должна быть прямо предусмотрена условиями конкурса. Иное толкование пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по сути означает игнорирование положений Закона о защите конкуренции о запрете органам, осуществляющим публичные полномочия, совершать действия, которые могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, а также нарушает права лиц, имевших намерение участвовать в конкурсе на условиях возможной субаренды."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)
Имущественная поддержка предполагает передачу во владение и (или) пользование СОНКО государственного или муниципального имущества безвозмездно или с предоставлением льгот по арендной плате. Порядок и условия ее оказания, в том числе без проведения торгов или на конкурентной основе, определяются публично-правовыми образованиями самостоятельно, что способно вступить в противоречие с общественными интересами. Так, судом был квалифицирован как нарушающий права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и признан недействительным договор о передаче в безвозмездное пользование СОНКО на 49 лет нескольких недвижимых объектов без создания конкурентной среды ввиду отсутствия у иных заинтересованных субъектов доступа к информации о возможности его приобретения. По мнению суда, СОНКО были предоставлены необоснованные преференции, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, в том числе другими СОНКО, заинтересованными в приобретении объектов государственного недвижимого имущества на безвозмездной основе <24>. Многочисленны случаи использования модели имущественной поддержки СОНКО исключительно для неправомерной передачи государственного и муниципального имущества в пользование коммерческих организаций или для извлечения НКО прибыли. Так, полученный СОНКО объект муниципального имущества фактически использовался обществом с ограниченной ответственностью в коммерческих целях на основании договора субаренды с СОНКО. Признавая сделку притворной, суд указал, что арендодатель не мог не знать о незаконном занятии помещения коммерческой организацией, а заключение сделки с СОНКО, по сути, было направлено на создание необоснованно благоприятных условий отдельному хозяйствующему субъекту, который приобрел право на пользование нежилым помещением в обход законодательства о конкуренции, без торгов, что нарушает публичные интересы <25>. В другом деле о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и движимым имуществом, заключенного без проведения торгов, было установлено, что НКО фактически занимается привлечением и размещением туристов на базе отдыха, находящейся в составе переданного ей по договору имущества. Суд отметил, что деятельность организации направлена на получение дохода и не предполагает решение социальных проблем или развитие гражданского общества, в связи с чем отсутствовали основания для оказания ей имущественной поддержки <26>. Нецелевое использование имущества является весьма распространенным правонарушением. К примеру, в арендуемом СОНКО, осуществляющей деятельность в сфере физкультуры и спорта, объекте муниципального нежилого фонда, полученном в качестве имущественной поддержки без проведения конкурсных процедур, фактически оказывались платные услуги прачечной <27>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
Статья 74.3. Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
4. Подготовка документов, необходимых для образования и (или) предоставления земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков и (или) государственной регистрации прав на них, может осуществляться публично-правовой компанией "Роскадастр" на условиях, предусмотренных соглашением, заключенным в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" между этой компанией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе с привлечением на основании гражданско-правовых договоров организаций, созданных этой компанией, или иных организаций). В этом случае между указанными органами и публично-правовой компанией "Роскадастр" не могут быть заключены другие гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом указанного соглашения. Заключение такого соглашения не препятствует образованию и (или) предоставлению земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом. На основании такого соглашения публично-правовой компании "Роскадастр" не могут передаваться полномочия указанных органов по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении проекта межевания территории, о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о проведении аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по заключению договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
показать больше документов