Заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества" Федерального закона "О защите конкуренции""Системное толкование положений статьи 615 ГК РФ, части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, пункта 16 части 1 этой же статьи, а также подпункта 16 пункта 114 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" приводит к выводу о том, что, если, в соответствии с аукционной документацией и условиями заключенного с арендатором договора аренды последнему права на передачу в субаренду не передавались, арендатор не мог в силу указанного ограничения заключить сделку по передаче этого права даже с согласия собственника, для которого существовал такой же запрет по распоряжению имуществом. В связи с этим заключение договора аренды по результатам торгов само по себе не предоставляет права для передачи в субаренду, такая возможность должна быть прямо предусмотрена условиями конкурса. Иное толкование пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по сути означает игнорирование положений Закона о защите конкуренции о запрете органам, осуществляющим публичные полномочия, совершать действия, которые могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, а также нарушает права лиц, имевших намерение участвовать в конкурсе на условиях возможной субаренды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Имущественная поддержка предполагает передачу во владение и (или) пользование СОНКО государственного или муниципального имущества безвозмездно или с предоставлением льгот по арендной плате. Порядок и условия ее оказания, в том числе без проведения торгов или на конкурентной основе, определяются публично-правовыми образованиями самостоятельно, что способно вступить в противоречие с общественными интересами. Так, судом был квалифицирован как нарушающий права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и признан недействительным договор о передаче в безвозмездное пользование СОНКО на 49 лет нескольких недвижимых объектов без создания конкурентной среды ввиду отсутствия у иных заинтересованных субъектов доступа к информации о возможности его приобретения. По мнению суда, СОНКО были предоставлены необоснованные преференции, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, в том числе другими СОНКО, заинтересованными в приобретении объектов государственного недвижимого имущества на безвозмездной основе <24>. Многочисленны случаи использования модели имущественной поддержки СОНКО исключительно для неправомерной передачи государственного и муниципального имущества в пользование коммерческих организаций или для извлечения НКО прибыли. Так, полученный СОНКО объект муниципального имущества фактически использовался обществом с ограниченной ответственностью в коммерческих целях на основании договора субаренды с СОНКО. Признавая сделку притворной, суд указал, что арендодатель не мог не знать о незаконном занятии помещения коммерческой организацией, а заключение сделки с СОНКО, по сути, было направлено на создание необоснованно благоприятных условий отдельному хозяйствующему субъекту, который приобрел право на пользование нежилым помещением в обход законодательства о конкуренции, без торгов, что нарушает публичные интересы <25>. В другом деле о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и движимым имуществом, заключенного без проведения торгов, было установлено, что НКО фактически занимается привлечением и размещением туристов на базе отдыха, находящейся в составе переданного ей по договору имущества. Суд отметил, что деятельность организации направлена на получение дохода и не предполагает решение социальных проблем или развитие гражданского общества, в связи с чем отсутствовали основания для оказания ей имущественной поддержки <26>. Нецелевое использование имущества является весьма распространенным правонарушением. К примеру, в арендуемом СОНКО, осуществляющей деятельность в сфере физкультуры и спорта, объекте муниципального нежилого фонда, полученном в качестве имущественной поддержки без проведения конкурсных процедур, фактически оказывались платные услуги прачечной <27>.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Имущественная поддержка предполагает передачу во владение и (или) пользование СОНКО государственного или муниципального имущества безвозмездно или с предоставлением льгот по арендной плате. Порядок и условия ее оказания, в том числе без проведения торгов или на конкурентной основе, определяются публично-правовыми образованиями самостоятельно, что способно вступить в противоречие с общественными интересами. Так, судом был квалифицирован как нарушающий права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и признан недействительным договор о передаче в безвозмездное пользование СОНКО на 49 лет нескольких недвижимых объектов без создания конкурентной среды ввиду отсутствия у иных заинтересованных субъектов доступа к информации о возможности его приобретения. По мнению суда, СОНКО были предоставлены необоснованные преференции, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, в том числе другими СОНКО, заинтересованными в приобретении объектов государственного недвижимого имущества на безвозмездной основе <24>. Многочисленны случаи использования модели имущественной поддержки СОНКО исключительно для неправомерной передачи государственного и муниципального имущества в пользование коммерческих организаций или для извлечения НКО прибыли. Так, полученный СОНКО объект муниципального имущества фактически использовался обществом с ограниченной ответственностью в коммерческих целях на основании договора субаренды с СОНКО. Признавая сделку притворной, суд указал, что арендодатель не мог не знать о незаконном занятии помещения коммерческой организацией, а заключение сделки с СОНКО, по сути, было направлено на создание необоснованно благоприятных условий отдельному хозяйствующему субъекту, который приобрел право на пользование нежилым помещением в обход законодательства о конкуренции, без торгов, что нарушает публичные интересы <25>. В другом деле о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и движимым имуществом, заключенного без проведения торгов, было установлено, что НКО фактически занимается привлечением и размещением туристов на базе отдыха, находящейся в составе переданного ей по договору имущества. Суд отметил, что деятельность организации направлена на получение дохода и не предполагает решение социальных проблем или развитие гражданского общества, в связи с чем отсутствовали основания для оказания ей имущественной поддержки <26>. Нецелевое использование имущества является весьма распространенным правонарушением. К примеру, в арендуемом СОНКО, осуществляющей деятельность в сфере физкультуры и спорта, объекте муниципального нежилого фонда, полученном в качестве имущественной поддержки без проведения конкурсных процедур, фактически оказывались платные услуги прачечной <27>.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74.3. Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74.3. Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Подготовка документов, необходимых для образования и (или) предоставления земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков и (или) государственной регистрации прав на них, может осуществляться публично-правовой компанией "Роскадастр" на условиях, предусмотренных соглашением, заключенным в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" между этой компанией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе с привлечением на основании гражданско-правовых договоров организаций, созданных этой компанией, или иных организаций). В этом случае между указанными органами и публично-правовой компанией "Роскадастр" не могут быть заключены другие гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом указанного соглашения. Заключение такого соглашения не препятствует образованию и (или) предоставлению земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом. На основании такого соглашения публично-правовой компании "Роскадастр" не могут передаваться полномочия указанных органов по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении проекта межевания территории, о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о проведении аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по заключению договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Подготовка документов, необходимых для образования и (или) предоставления земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков и (или) государственной регистрации прав на них, может осуществляться публично-правовой компанией "Роскадастр" на условиях, предусмотренных соглашением, заключенным в соответствии с частями 6 и 7 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" между этой компанией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе с привлечением на основании гражданско-правовых договоров организаций, созданных этой компанией, или иных организаций). В этом случае между указанными органами и публично-правовой компанией "Роскадастр" не могут быть заключены другие гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом указанного соглашения. Заключение такого соглашения не препятствует образованию и (или) предоставлению земельных участков (включая предоставление на аукционах), находящихся в государственной или муниципальной собственности, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом. На основании такого соглашения публично-правовой компании "Роскадастр" не могут передаваться полномочия указанных органов по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении проекта межевания территории, о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о проведении аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по заключению договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья: О нарушении антимонопольного законодательства
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Согласно ч. 1 (абз. 1) заключение договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и др.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (при некоторых исключениях, обозначенных в пп. 1 - 17 ч. 1 ст. 17.1 Закона).
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Согласно ч. 1 (абз. 1) заключение договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и др.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (при некоторых исключениях, обозначенных в пп. 1 - 17 ч. 1 ст. 17.1 Закона).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Таким образом, по нашему мнению, обязанности налогового агента по НДС не возникают в случае получения в безвозмездное пользование федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества в рамках договора ссуды, заключенного с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Таким образом, по нашему мнению, обязанности налогового агента по НДС не возникают в случае получения в безвозмездное пользование федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества в рамках договора ссуды, заключенного с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления.