Взаимосвязь и соотношение международного и национального права
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимосвязь и соотношение международного и национального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международное административное право
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Процесс глобализации усилил взаимосвязи между национальным административным правом государств и международным правом <18>. Отечественные ученые, анализируя соотношение современного международного права и национального права, отмечают, что международное право стало жестким конкурентом национального права.
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Процесс глобализации усилил взаимосвязи между национальным административным правом государств и международным правом <18>. Отечественные ученые, анализируя соотношение современного международного права и национального права, отмечают, что международное право стало жестким конкурентом национального права.
Статья: О взаимодействии международного и внутригосударственного права на территории Российской Федерации в сфере судебной защиты прав человека
(Самович Ю.В., Шарифуллин Р.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Иными словами, интерпретация норм международного права в нормах национального права государств является одним из факторов, влияющих на взаимосвязь и взаимодействие норм международного и внутригосударственного права.
(Самович Ю.В., Шарифуллин Р.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Иными словами, интерпретация норм международного права в нормах национального права государств является одним из факторов, влияющих на взаимосвязь и взаимодействие норм международного и внутригосударственного права.
Нормативные акты
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 20.12.2018 N СЕ-2-2/7-18-БК
<По заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 53 и 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014>Взаимосвязанное прочтение пунктов 44, 46, 47, 53 и 54 Положения о привилегиях и иммунитетах свидетельствует, что вопросы регулирования пенсионного обеспечения и социальных гарантий должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда подчинены двум самостоятельным правопорядкам: международно-правовому и национальному. В разрезе данных правопорядков Большой коллегии и следовало осуществить толкование норм права Союза, законодательства государства-члена, произвести правильное соотношение наднационального и национального пенсионного регулирования и социальных гарантий, выделить их взаимосвязь и различие.
<По заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 53 и 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014>Взаимосвязанное прочтение пунктов 44, 46, 47, 53 и 54 Положения о привилегиях и иммунитетах свидетельствует, что вопросы регулирования пенсионного обеспечения и социальных гарантий должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда подчинены двум самостоятельным правопорядкам: международно-правовому и национальному. В разрезе данных правопорядков Большой коллегии и следовало осуществить толкование норм права Союза, законодательства государства-члена, произвести правильное соотношение наднационального и национального пенсионного регулирования и социальных гарантий, выделить их взаимосвязь и различие.
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 21.03.2022 N СЕ-2-1/1-21-БК
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>Взаимосвязанное прочтение указанных пунктов показывает, что члены Коллегии Комиссии, как правило, до назначения на международную службу имеют стаж государственной службы в национальном государстве.
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>Взаимосвязанное прочтение указанных пунктов показывает, что члены Коллегии Комиссии, как правило, до назначения на международную службу имеют стаж государственной службы в национальном государстве.
Статья: Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)История возникновения проблемы. Еще на границе XIX и XX вв. в юридической науке было сформулировано общее соотношение международного публичного и международного частного права и определена взаимосвязь между публично-правовым и частноправовым методом регулирования. С увеличением правовых форм международного сотрудничества все чаще возникают различные теории, в том числе теория интернационализации гражданско-правовых отношений, теория международной правосубъектности частных компаний и физических лиц - инвесторов <2>. В случае государственно-частного партнерства на основе соглашения между предпринимателем и государством создаются условия, гарантирующие защиту субъективных прав частного лица. Однако все еще продолжает оставаться неясным основание применения защиты: права частного лица в трансграничных отношениях будут защищаться на основе принципов и норм международного права или в соответствии с национальным правом государства, согласно которому частному лицу государство предоставляет соответствующий правовой режим? В случае если рассматриваются отношения, возникающие в рамках национально-правовой системы, перед сторонами соглашения о ГЧП возникает вопрос о выборе надлежащей правовой системы при рассмотрении спора между сторонами соглашения.
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)История возникновения проблемы. Еще на границе XIX и XX вв. в юридической науке было сформулировано общее соотношение международного публичного и международного частного права и определена взаимосвязь между публично-правовым и частноправовым методом регулирования. С увеличением правовых форм международного сотрудничества все чаще возникают различные теории, в том числе теория интернационализации гражданско-правовых отношений, теория международной правосубъектности частных компаний и физических лиц - инвесторов <2>. В случае государственно-частного партнерства на основе соглашения между предпринимателем и государством создаются условия, гарантирующие защиту субъективных прав частного лица. Однако все еще продолжает оставаться неясным основание применения защиты: права частного лица в трансграничных отношениях будут защищаться на основе принципов и норм международного права или в соответствии с национальным правом государства, согласно которому частному лицу государство предоставляет соответствующий правовой режим? В случае если рассматриваются отношения, возникающие в рамках национально-правовой системы, перед сторонами соглашения о ГЧП возникает вопрос о выборе надлежащей правовой системы при рассмотрении спора между сторонами соглашения.
Статья: Участие нотариуса в толковании завещания в контексте правового и индивидуального регулирования наследственных отношений
(Горбунов З.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Во-первых, стоит разобраться, каким образом соотносятся данные правовые конструкции. Так, на этот счет уместно привести позицию В.В. Ершова о том, что правовое и индивидуальное регулирование являются взаимосвязанными парными категориями. Так, "правовое регулирование общественных отношений с объективной необходимостью дополняется индивидуальным регулированием, "саморегулированием", но в пределах принципов и норм права, содержащихся в системе форм международного и национального права, реализуемых в государстве". Основной критерий разграничения указанных сфер В.В. Ершов видит в том, что общие свойства объектов правового воздействия, существенные для правового регулирования данного вида общественных отношений, должны найти отражение прежде всего в принципах международного и (или) внутригосударственного права и только в последующем в нормах права, установленных в соответствии с принципами права, сложившимися в общественных отношениях, индивидуальные же характеристики объектов отражаются на уровне правоприменения, путем предоставления правом соответствующих возможностей для усмотрения правоприменителя <2>. Таким образом, акты правового и индивидуального регулирования тесно связаны, но имеют и существенные различия, что также подчеркивал Ю.С. Решетов: "Обладая относительной самостоятельностью, эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга" <3>, что, по нашему мнению, будет определять специфику их толкования. Также стоит отметить парадоксальный момент, который заключается в том, что решения суда выступают как актами индивидуального регулирования, так и актами толкования права. Отсюда следует, что акт толкования также необходимо будет толковать, например, при исполнении решения суда или толковании судами постановлений Пленума Верховного Суда. В связи с этим можно сделать вывод, что при толковании нормативно-правовых актов и актов индивидуального регулирования должны использоваться разные подходы, в противном случае такое явление могло бы привести к демагогии.
(Горбунов З.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Во-первых, стоит разобраться, каким образом соотносятся данные правовые конструкции. Так, на этот счет уместно привести позицию В.В. Ершова о том, что правовое и индивидуальное регулирование являются взаимосвязанными парными категориями. Так, "правовое регулирование общественных отношений с объективной необходимостью дополняется индивидуальным регулированием, "саморегулированием", но в пределах принципов и норм права, содержащихся в системе форм международного и национального права, реализуемых в государстве". Основной критерий разграничения указанных сфер В.В. Ершов видит в том, что общие свойства объектов правового воздействия, существенные для правового регулирования данного вида общественных отношений, должны найти отражение прежде всего в принципах международного и (или) внутригосударственного права и только в последующем в нормах права, установленных в соответствии с принципами права, сложившимися в общественных отношениях, индивидуальные же характеристики объектов отражаются на уровне правоприменения, путем предоставления правом соответствующих возможностей для усмотрения правоприменителя <2>. Таким образом, акты правового и индивидуального регулирования тесно связаны, но имеют и существенные различия, что также подчеркивал Ю.С. Решетов: "Обладая относительной самостоятельностью, эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга" <3>, что, по нашему мнению, будет определять специфику их толкования. Также стоит отметить парадоксальный момент, который заключается в том, что решения суда выступают как актами индивидуального регулирования, так и актами толкования права. Отсюда следует, что акт толкования также необходимо будет толковать, например, при исполнении решения суда или толковании судами постановлений Пленума Верховного Суда. В связи с этим можно сделать вывод, что при толковании нормативно-правовых актов и актов индивидуального регулирования должны использоваться разные подходы, в противном случае такое явление могло бы привести к демагогии.
Статья: Конституционный вектор развития национальной концепции прав человека: о некоторых ориентирах в контексте практики конституционного правосудия
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)1. Права человека, выступающие в качестве общепризнанной ценности, части общего достояния и наследия человечества, являются вместе с тем и прежде всего содержательной характеристикой национальной конституционной идентичности, оформляют выраженное посредством учредительной воли самоопределение народа относительно такого достигнутого, оправданного и желаемого соотношения индивидуальности и коллективности, автономии и зависимости, усмотрения и долга, которое по общему согласию признается жизненно важным для сохранения, целостности и устойчивого развития объединенных в народ граждан. В национальном правопорядке права человека как юридическая категория и феномен во всяком случае существуют только в принадлежности к Конституции РФ, в достоверном соотнесении с ней (прямым текстуальным либо имплицитным, подтвержденным надлежащей конституционной интерпретацией), которое определяется верховенством, прямым действием и высшей юридической силой Конституции РФ.
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)1. Права человека, выступающие в качестве общепризнанной ценности, части общего достояния и наследия человечества, являются вместе с тем и прежде всего содержательной характеристикой национальной конституционной идентичности, оформляют выраженное посредством учредительной воли самоопределение народа относительно такого достигнутого, оправданного и желаемого соотношения индивидуальности и коллективности, автономии и зависимости, усмотрения и долга, которое по общему согласию признается жизненно важным для сохранения, целостности и устойчивого развития объединенных в народ граждан. В национальном правопорядке права человека как юридическая категория и феномен во всяком случае существуют только в принадлежности к Конституции РФ, в достоверном соотнесении с ней (прямым текстуальным либо имплицитным, подтвержденным надлежащей конституционной интерпретацией), которое определяется верховенством, прямым действием и высшей юридической силой Конституции РФ.
Статья: Формирование и развитие доктрин о соотношении международного и национального права
(Самович Ю.В., Марухно Е.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Вопрос о необходимости изменения взаимодействия и соотношения национального и международного права был поднят в 1899 г. немецким ученым Г. Трипелем в труде "Volkerrecht Und landrecht" и в "гибкой форме" - его сторонниками Д. Анцилотти в "Cours de droit international", М. Виралли, Л. Оппенгеймом [14].
(Самович Ю.В., Марухно Е.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Вопрос о необходимости изменения взаимодействия и соотношения национального и международного права был поднят в 1899 г. немецким ученым Г. Трипелем в труде "Volkerrecht Und landrecht" и в "гибкой форме" - его сторонниками Д. Анцилотти в "Cours de droit international", М. Виралли, Л. Оппенгеймом [14].
Статья: Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Очевидно, что дискуссия по поводу возможностей регулирования государством миграционных процессов во взаимосвязи со свойством государственного суверенитета в ближайшие годы продолжится, при этом единый подход в данном вопросе вряд ли будет выработан. Соответствующие вопросы должны рассматриваться с учетом конкретных международных обязательств, взятых государством, в том числе в рамках интеграционных объединений, исходя из особенностей национальной правовой системы, определяющей соотношение международного права и национального законодательства. Отсутствие механизмов преодоления конкуренции конституционных ценностей (в данном контексте речь идет о национальной безопасности и обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина) обусловливает потребность в использовании ситуационных решений, предполагающих оценку рисков и угроз в каждом конкретном случае.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Очевидно, что дискуссия по поводу возможностей регулирования государством миграционных процессов во взаимосвязи со свойством государственного суверенитета в ближайшие годы продолжится, при этом единый подход в данном вопросе вряд ли будет выработан. Соответствующие вопросы должны рассматриваться с учетом конкретных международных обязательств, взятых государством, в том числе в рамках интеграционных объединений, исходя из особенностей национальной правовой системы, определяющей соотношение международного права и национального законодательства. Отсутствие механизмов преодоления конкуренции конституционных ценностей (в данном контексте речь идет о национальной безопасности и обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина) обусловливает потребность в использовании ситуационных решений, предполагающих оценку рисков и угроз в каждом конкретном случае.
Статья: Проблемы государственного суверенитета в разрезе глобализации: органическая сельскохозяйственная продукция
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)В период всеобщей глобализации все чаще поднимаются вопросы государственного суверенитета, соотношения государственного суверенитета и единой политики объединений государств. Правовое поле, регулирующее отношения в области производства органической сельскохозяйственной продукции, выступающее гарантом национальной безопасности и нацеленное на сохранение государственного суверенитета, в настоящий момент находится в коллизии норм международного и национального права государств. Автором в настоящей статье дается анализ противоречий норм международного и национального права во взаимосвязи с задачами, направленными на сохранение государственного суверенитета на примере Российской Федерации и стран Европейского союза.
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)В период всеобщей глобализации все чаще поднимаются вопросы государственного суверенитета, соотношения государственного суверенитета и единой политики объединений государств. Правовое поле, регулирующее отношения в области производства органической сельскохозяйственной продукции, выступающее гарантом национальной безопасности и нацеленное на сохранение государственного суверенитета, в настоящий момент находится в коллизии норм международного и национального права государств. Автором в настоящей статье дается анализ противоречий норм международного и национального права во взаимосвязи с задачами, направленными на сохранение государственного суверенитета на примере Российской Федерации и стран Европейского союза.
Статья: О противопоставлении Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ
(Султанов А.Р.)
("Офсет-сервис", 2021)Султанов А.Р. Теория и практика разрешения коллизии норм в свете теории соотношения норм международного и национального права // Теория государства и права в науке, образовании, практике. М., 2016. С. 441 - 449.
(Султанов А.Р.)
("Офсет-сервис", 2021)Султанов А.Р. Теория и практика разрешения коллизии норм в свете теории соотношения норм международного и национального права // Теория государства и права в науке, образовании, практике. М., 2016. С. 441 - 449.
Статья: О соотношении экономической и бюджетной безопасности
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Темирбулатова Ф.А., аспирант кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, Москва.
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Темирбулатова Ф.А., аспирант кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, Москва.
Статья: Модели конституционных изменений и конституционная реформа в цифровую эпоху: правовые, методологические и практические аспекты
(Кравец И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Кравец Игорь Александрович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права, исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Новосибирского национального исследовательского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
(Кравец И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Кравец Игорь Александрович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права, исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Новосибирского национального исследовательского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Статья: Основные тенденции правового регулирования предпринимательской деятельности на наднациональном уровне
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)1. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты / Г.М. Вельяминов. Москва: Статут, 2015. 1006 с.
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)1. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты / Г.М. Вельяминов. Москва: Статут, 2015. 1006 с.