Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)...отклоняя доводы... А.С.ЕА. о том, что приговором суда ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, тогда как должность, с которой истец был уволен, относится к должности муниципальной службы, суд... указал, что для увольнения по пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ достаточно лишь самого факта осуждения муниципального служащего. При этом взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...отклоняя доводы... А.С.ЕА. о том, что приговором суда ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, тогда как должность, с которой истец был уволен, относится к должности муниципальной службы, суд... указал, что для увольнения по пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ достаточно лишь самого факта осуждения муниципального служащего. При этом взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы: основы и перспективы
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4
Статья: Законодательство о муниципальной и государственной гражданской службе через призму конституционных трансформаций
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Предвосхищая возможные вопросы о наличии в законодательстве о службе в органах власти нормативных положений о взаимосвязи между видами государственной службы, государственной гражданской и муниципальной службой, следует отметить, что указанная взаимосвязь ни в коем случае не должна восприниматься и тем более толковаться как "тождество". О невозможности именно подобного понимания свидетельствует и позиция Конституционного Суда РФ, в частности изложенные в его Постановлении от 13 февраля 2020 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой", в котором федеральный орган конституционного контроля подчеркнул, что "взаимосвязь государственной гражданской службы с муниципальной службой и их единая публичная природа сами по себе не исключают дифференциации правового регулирования отношений, связанных с поступлением и прохождением того или иного вида службы, а также с определением правового статуса как государственных гражданских, так и муниципальных служащих, элементами которого, помимо прочего, являются налагаемые на указанных лиц ограничения и обязательства. При этом предусмотренное законом единство такого рода ограничений и обязательств, установление которых относится к сфере дискреционных полномочий законодателя, само по себе не предполагает их полного тождества".
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Предвосхищая возможные вопросы о наличии в законодательстве о службе в органах власти нормативных положений о взаимосвязи между видами государственной службы, государственной гражданской и муниципальной службой, следует отметить, что указанная взаимосвязь ни в коем случае не должна восприниматься и тем более толковаться как "тождество". О невозможности именно подобного понимания свидетельствует и позиция Конституционного Суда РФ, в частности изложенные в его Постановлении от 13 февраля 2020 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой", в котором федеральный орган конституционного контроля подчеркнул, что "взаимосвязь государственной гражданской службы с муниципальной службой и их единая публичная природа сами по себе не исключают дифференциации правового регулирования отношений, связанных с поступлением и прохождением того или иного вида службы, а также с определением правового статуса как государственных гражданских, так и муниципальных служащих, элементами которого, помимо прочего, являются налагаемые на указанных лиц ограничения и обязательства. При этом предусмотренное законом единство такого рода ограничений и обязательств, установление которых относится к сфере дискреционных полномочий законодателя, само по себе не предполагает их полного тождества".
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 5. Взаимосвязь службы в органах принудительного исполнения, гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 5. Взаимосвязь службы в органах принудительного исполнения, гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<4> См.: Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы) // Право и политика. 2006. N 5. С. 62 - 71; Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3. С. 38 - 40; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика: монография / под ред. Г.Н. Комкова. Саратов: Научная книга, 2008. С. 39; Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2019. N 9. С. 11 - 20; и др.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<4> См.: Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы) // Право и политика. 2006. N 5. С. 62 - 71; Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3. С. 38 - 40; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика: монография / под ред. Г.Н. Комкова. Саратов: Научная книга, 2008. С. 39; Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2019. N 9. С. 11 - 20; и др.
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы установлена ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы установлена ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Мы понимаем, что внести поправки в Положение о комиссиях несложно. Другой вопрос - как реализовывать его на практике? Ближайшие образовательные организации среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, деятельность которых связана с муниципальной службой, находятся в Воронеже. Готовы ли их представители войти в комиссии более чем 500 муниципальных образований и выезжать за 200 км на заседания? Смогут ли они осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления на безвозмездной основе, учитывая тот факт, что большинство бюджетов сельских поселений носит дотационный характер? Очевидно, что законодатель, четко следуя постулату о взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, во многом не учел реалии, связанные с кадровыми, экономическими и прочими проблемами органов местного самоуправления поселений.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Мы понимаем, что внести поправки в Положение о комиссиях несложно. Другой вопрос - как реализовывать его на практике? Ближайшие образовательные организации среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, деятельность которых связана с муниципальной службой, находятся в Воронеже. Готовы ли их представители войти в комиссии более чем 500 муниципальных образований и выезжать за 200 км на заседания? Смогут ли они осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления на безвозмездной основе, учитывая тот факт, что большинство бюджетов сельских поселений носит дотационный характер? Очевидно, что законодатель, четко следуя постулату о взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, во многом не учел реалии, связанные с кадровыми, экономическими и прочими проблемами органов местного самоуправления поселений.