Выселение сотрудника МВД из служебного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Выселение сотрудника МВД из служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.05.2024 N 33-13372/2024 (УИД 78RS0017-01-2022-001926-05)
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования наймодателя: О признании утратившим право пользования жилым помещением.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик индивидуально определенной жилой площади в общежитии не имеет, фактически в помещении не проживает, после передачи общежития в муниципальную собственность с заявлением о заключении договора социального найма не обращался.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что ответчик проработал в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> менее 10 лет, правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, является только основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем либо до предъявления требований о выселении ответчика. В ходе рассмотрения дела установлено, что до передачи общежития в муниципальную собственность работодатель не заявлял к ответчику требований о выселении из занимаемого жилого помещения.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования наймодателя: О признании утратившим право пользования жилым помещением.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик индивидуально определенной жилой площади в общежитии не имеет, фактически в помещении не проживает, после передачи общежития в муниципальную собственность с заявлением о заключении договора социального найма не обращался.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что ответчик проработал в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> менее 10 лет, правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, является только основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем либо до предъявления требований о выселении ответчика. В ходе рассмотрения дела установлено, что до передачи общежития в муниципальную собственность работодатель не заявлял к ответчику требований о выселении из занимаемого жилого помещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 N 33-П
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"На момент вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ отношения по поводу найма служебного жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел также регулировались Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897; в редакции Постановления от 1 октября 2004 года N 512; далее - Типовое положение). Пунктом 28 Типового положения предусматривалось, что сотрудники органов внутренних дел, имевшие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, проживавшие в служебном жилом помещении и прекратившие службу, не могли быть выселены из него без предоставления им другого жилого помещения.
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"На момент вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ отношения по поводу найма служебного жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел также регулировались Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897; в редакции Постановления от 1 октября 2004 года N 512; далее - Типовое положение). Пунктом 28 Типового положения предусматривалось, что сотрудники органов внутренних дел, имевшие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, проживавшие в служебном жилом помещении и прекратившие службу, не могли быть выселены из него без предоставления им другого жилого помещения.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N АПЛ20-347
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 13.08.2020 N ВКАПИ 20-5, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление ОВД, органам ФСБ, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897>Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 13.08.2020 N ВКАПИ 20-5, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление ОВД, органам ФСБ, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897>Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Анализ приведенных норм позволяет выявить некоторое социальное неравенство. Из служебного жилья и помещений общежитий не могут быть выселены члены семьи умершего работника независимо от причин смерти, а члены семей погибших военнослужащих (и лиц, приравненных к ним жилищным законодательством) не могут принудительно выселяться лишь в случае, если такие лица погибли или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Практикующий юрист попадает в сложную этическую ситуацию, консультируя военнослужащих, сотрудников органов МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, противопожарной службы. Приходится разъяснять обращающимся за юридическим советом сотрудникам упомянутых органов, что при их увольнении они и члены их семей, а в случае смерти сотрудника - члены его семьи будут подлежать выселению даже в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; но если сотрудник погибнет при исполнении служебных обязанностей, то его семья останется проживать в общежитии или служебном помещении.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Анализ приведенных норм позволяет выявить некоторое социальное неравенство. Из служебного жилья и помещений общежитий не могут быть выселены члены семьи умершего работника независимо от причин смерти, а члены семей погибших военнослужащих (и лиц, приравненных к ним жилищным законодательством) не могут принудительно выселяться лишь в случае, если такие лица погибли или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Практикующий юрист попадает в сложную этическую ситуацию, консультируя военнослужащих, сотрудников органов МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, противопожарной службы. Приходится разъяснять обращающимся за юридическим советом сотрудникам упомянутых органов, что при их увольнении они и члены их семей, а в случае смерти сотрудника - члены его семьи будут подлежать выселению даже в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; но если сотрудник погибнет при исполнении служебных обязанностей, то его семья останется проживать в общежитии или служебном помещении.
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)При этом специально оговаривается, что, если участковый уполномоченный полиции не только увольняется, но и переводится на другую должность в органах внутренних дел, указанный сотрудник с семьей должны освободить предоставленное муниципальное жилье. В противном случае он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Предоставлять другое жилое помещение орган местного самоуправления должен ему лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 103 ЖК РФ, а не иными специальными законами. Никакие дополнительные гарантии, предусмотренные для сотрудников полиции, при выселении из жилья муниципального жилищного фонда не действуют. Тут прежде всего идет речь о гарантиях сотрудникам полиции, которые имеют выслугу более десяти лет, а также признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. По общему правилу они не подлежат выселению из служебных жилых помещений до предоставления им иного жилого помещения или специальной выплаты на улучшение жилищных условий, но это лишь тогда, когда жилое помещение им предоставлено из жилищного фонда МВД, а не муниципального. Трудности реализации провозглашенного права на социальную выплату анализируются в том числе и в научных источниках <5>, но это не меняет положения вещей, связанных с выселением.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)При этом специально оговаривается, что, если участковый уполномоченный полиции не только увольняется, но и переводится на другую должность в органах внутренних дел, указанный сотрудник с семьей должны освободить предоставленное муниципальное жилье. В противном случае он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Предоставлять другое жилое помещение орган местного самоуправления должен ему лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 103 ЖК РФ, а не иными специальными законами. Никакие дополнительные гарантии, предусмотренные для сотрудников полиции, при выселении из жилья муниципального жилищного фонда не действуют. Тут прежде всего идет речь о гарантиях сотрудникам полиции, которые имеют выслугу более десяти лет, а также признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. По общему правилу они не подлежат выселению из служебных жилых помещений до предоставления им иного жилого помещения или специальной выплаты на улучшение жилищных условий, но это лишь тогда, когда жилое помещение им предоставлено из жилищного фонда МВД, а не муниципального. Трудности реализации провозглашенного права на социальную выплату анализируются в том числе и в научных источниках <5>, но это не меняет положения вещей, связанных с выселением.