Вырубка деревьев собственником земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев собственником земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 08.08.2024 по делу N 33а-1388/2024 (УИД 41RS0001-01-2024-000151-54)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать очистку земельных участков от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения выездного мероприятия по проверке соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" выявлена организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, из которого впоследствии образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N и N, выявлены: организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов, нарушение почвенного слоя, незаконная вырубка деревьев. Собственником спорных земельных участков является Российская Федерация.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать очистку земельных участков от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения выездного мероприятия по проверке соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" выявлена организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов.
Решение: Удовлетворено.Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, из которого впоследствии образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N и N, выявлены: организация несанкционированной свалки строительных, бытовых и производственных отходов, нарушение почвенного слоя, незаконная вырубка деревьев. Собственником спорных земельных участков является Российская Федерация.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 по делу N 88-19191/2024 (УИД 76RS0018-01-2022-000380-81)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия сетевой организации, возложении обязанности произвести спиливание (вырубку) дерева породы "тополь".
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что аварийное дерево породы "тополь" произрастает в охранной зоне линии электропередачи и существует угроза падения дерева ввиду разрушения в структуре его ствола, что создает угрозу обрыва воздушной линии электропередачи.
Решение: Удовлетворено.Утверждение кассатора о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по делу, в частности о том, что обязанность по спилу (вырубке) дерева должна быть возложена на собственника земельного участка - администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, оставлены судом без внимания, судебная коллегия кассационного суда признает несостоятельным, поскольку судом соблюдены требования части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приведены ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам и отклонил другие доводы и доказательства, в том числе, на которые указано в кассационной жалобе.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия сетевой организации, возложении обязанности произвести спиливание (вырубку) дерева породы "тополь".
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что аварийное дерево породы "тополь" произрастает в охранной зоне линии электропередачи и существует угроза падения дерева ввиду разрушения в структуре его ствола, что создает угрозу обрыва воздушной линии электропередачи.
Решение: Удовлетворено.Утверждение кассатора о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по делу, в частности о том, что обязанность по спилу (вырубке) дерева должна быть возложена на собственника земельного участка - администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, оставлены судом без внимания, судебная коллегия кассационного суда признает несостоятельным, поскольку судом соблюдены требования части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приведены ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам и отклонил другие доводы и доказательства, в том числе, на которые указано в кассационной жалобе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
Статья: Соседские границы права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2025, N 4)Даже ГГУ допускает нависание ветвей над соседним участком: в соответствии с § 910 собственник земельного участка не может вырубить корни дерева или ветви, проросшие или нависающие с соседнего земельного участка, если эти корни или ветви не препятствуют пользованию его участком.
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2025, N 4)Даже ГГУ допускает нависание ветвей над соседним участком: в соответствии с § 910 собственник земельного участка не может вырубить корни дерева или ветви, проросшие или нависающие с соседнего земельного участка, если эти корни или ветви не препятствуют пользованию его участком.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.06.1995 N 578
"Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации"в) вырубка отдельных деревьев при авариях на линиях связи и линиях радиофикации, проходящих через лесные массивы, в местах, прилегающих к трассам этих линий, с последующей выдачей в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров) и очисткой мест рубки от порубочных остатков.
"Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации"в) вырубка отдельных деревьев при авариях на линиях связи и линиях радиофикации, проходящих через лесные массивы, в местах, прилегающих к трассам этих линий, с последующей выдачей в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров) и очисткой мест рубки от порубочных остатков.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О газоснабжении в Российской Федерации"В целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут либо может осуществляться использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
(ред. от 28.12.2024)
"О газоснабжении в Российской Федерации"В целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут либо может осуществляться использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- необходимость производства работ для обеспечения прохода и (или) проезда, вырубки деревьев, сноса построек;
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- необходимость производства работ для обеспечения прохода и (или) проезда, вырубки деревьев, сноса построек;
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Таким образом, Постановление Пленума ВС РФ N 21 отменяет применение санкции к частным лицам за вырубку деревьев, кустарников и лиан на некоторых категориях земель, но ничего не оговаривает про сам запрет на совершение данных действий, что предполагает свободу распоряжения для собственника земельного участка.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Таким образом, Постановление Пленума ВС РФ N 21 отменяет применение санкции к частным лицам за вырубку деревьев, кустарников и лиан на некоторых категориях земель, но ничего не оговаривает про сам запрет на совершение данных действий, что предполагает свободу распоряжения для собственника земельного участка.
Вопрос: Требуется ли получение разрешения собственником участка для вырубки зеленых насаждений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Разъяснении по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности (Информация Рослесхоза от 19.04.2018) указано, что законодательство РФ о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве частной собственности, возможно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка, в том числе и его вырубка.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Разъяснении по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности (Информация Рослесхоза от 19.04.2018) указано, что законодательство РФ о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве частной собственности, возможно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка, в том числе и его вырубка.
Вопрос: Каков порядок спила аварийных деревьев?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод следует из Разъяснения по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, опубликованного 19.04.2018 на официальном сайте Рослесхоза https://rosleshoz.gov.ru/.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод следует из Разъяснения по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности, опубликованного 19.04.2018 на официальном сайте Рослесхоза https://rosleshoz.gov.ru/.
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<11> Термин "восстановительная стоимость" - синоним термина "компенсационная стоимость", используется достаточно широко. См., напр.: Постановления администрации г. Красноярска от 21.01.2019 N 30 "Об утверждении Порядка сноса зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска, и признании утратившими силу правовых актов города", администрации города Ханты-Мансийска от 30.03.2015 N 512 "Об утверждении Положения о защите зеленых насаждений на территории города Ханты-Мансийска".
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<11> Термин "восстановительная стоимость" - синоним термина "компенсационная стоимость", используется достаточно широко. См., напр.: Постановления администрации г. Красноярска от 21.01.2019 N 30 "Об утверждении Порядка сноса зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска, и признании утратившими силу правовых актов города", администрации города Ханты-Мансийска от 30.03.2015 N 512 "Об утверждении Положения о защите зеленых насаждений на территории города Ханты-Мансийска".