Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами, сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, указанные в договоре, были перенесены в него из охранного обязательства, утвержденного распоряжением министерства культуры... и рассчитаны от марта 2016 года. Между тем договор купли-продажи имущества на конкурсе заключен 30.06.2017.
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами, сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, указанные в договоре, были перенесены в него из охранного обязательства, утвержденного распоряжением министерства культуры... и рассчитаны от марта 2016 года. Между тем договор купли-продажи имущества на конкурсе заключен 30.06.2017.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Организация на УСН с 01.01.2025 является плательщиком НДС. Наряду с проектными работами, облагаемыми по ставке НДС 20%, организация занимается выполнением проектных работ по сохранению объектов культурного наследия в РФ. Будут ли такие проектные работы освобождаться от НДС по ст. 149 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН с 01.01.2025 является плательщиком НДС. Наряду с проектными работами, облагаемыми по ставке НДС 20%, организация занимается выполнением проектных работ по сохранению объектов культурного наследия в РФ. Будут ли такие проектные работы освобождаться от НДС по ст. 149 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН с 01.01.2025 является плательщиком НДС. Наряду с проектными работами, облагаемыми по ставке НДС 20%, организация занимается выполнением проектных работ по сохранению объектов культурного наследия в РФ. Будут ли такие проектные работы освобождаться от НДС по ст. 149 НК РФ?
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под малыми архитектурными формами понимаются элементы оформления архитектурно-ландшафтного объекта, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции. Согласно п. 3.18 ГОСТ Р 55935-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.12.2013 N 2417-ст) к ним относятся искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т.п.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под малыми архитектурными формами понимаются элементы оформления архитектурно-ландшафтного объекта, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции. Согласно п. 3.18 ГОСТ Р 55935-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.12.2013 N 2417-ст) к ним относятся искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т.п.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В результате ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия проводились по 26.10.2018 (дата, до которой подлежала переоформлению лицензия Министерства культуры РФ, выданная ООО "Ника"). По мнению суда, невозможность завершить выполнение работ в установленный договором срок (до мая 2021 г.) была вызвана объективными, не зависящими от воли ООО "АК-Проект" причинами, а именно отказом от договора субподрядной организации ООО "Ника" (письмо от 22.10.2018, исх. N 23) в связи с тем, что не была переоформлена в срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.10.2017 N 1262 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", лицензия на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемая Министерством культуры РФ. В результате договор подряда между ООО "АК-Проект" и субподрядной организацией ООО "Ника" был расторгнут в декабре 2018 г. (письмо от 15.11.2018, исх. N 25) с принятием уже выполненных работ, которые еще не позволяли ставить вопрос перед истцом (арендодателем) о завершении ремонтно-восстановительных работ и о начале процедуры по вводу объекта в эксплуатацию.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В результате ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия проводились по 26.10.2018 (дата, до которой подлежала переоформлению лицензия Министерства культуры РФ, выданная ООО "Ника"). По мнению суда, невозможность завершить выполнение работ в установленный договором срок (до мая 2021 г.) была вызвана объективными, не зависящими от воли ООО "АК-Проект" причинами, а именно отказом от договора субподрядной организации ООО "Ника" (письмо от 22.10.2018, исх. N 23) в связи с тем, что не была переоформлена в срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.10.2017 N 1262 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", лицензия на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемая Министерством культуры РФ. В результате договор подряда между ООО "АК-Проект" и субподрядной организацией ООО "Ника" был расторгнут в декабре 2018 г. (письмо от 15.11.2018, исх. N 25) с принятием уже выполненных работ, которые еще не позволяли ставить вопрос перед истцом (арендодателем) о завершении ремонтно-восстановительных работ и о начале процедуры по вводу объекта в эксплуатацию.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Заказчик обязан установить требование о наличии опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, если объектом закупки являются работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Заказчик обязан установить требование о наличии опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, если объектом закупки являются работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. При выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик обязан установить дополнительные требования о соответствии участников закупки в соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. При выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик обязан установить дополнительные требования о соответствии участников закупки в соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
Вопрос: Подрядчик, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, привлекает субподрядчика для выполнения части работ. Должен ли субподрядчик иметь лицензию?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Подрядчик, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, привлекает субподрядчика для выполнения части работ. Должен ли субподрядчик иметь лицензию?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Подрядчик, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, привлекает субподрядчика для выполнения части работ. Должен ли субподрядчик иметь лицензию?
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с утвержденной информационной картой Типовые условия применяются для выполнения проектных и (или) изыскательских работ по кодам ОКПД2 от 71.12.12 по 71.12.19 на земельном участке, расположенном на территории РФ, вне зависимости от цены контракта. При этом указанные Типовые условия не применяются при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с утвержденной информационной картой Типовые условия применяются для выполнения проектных и (или) изыскательских работ по кодам ОКПД2 от 71.12.12 по 71.12.19 на земельном участке, расположенном на территории РФ, вне зависимости от цены контракта. При этом указанные Типовые условия не применяются при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".