Выморочное имущество земли сельхозназначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выморочное имущество земли сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2025 N 88-1035/2025 (УИД 28RS0010-01-2024-000192-70)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Согласия истца на выделение земельной доли и образование земельного участка не требовалось, выдел земельной доли произведен на основании п. 5 ст. 14 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ участником долевой собственности, выразившим на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Смерть одного из участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения сама по себе не влечет прекращения существования такой доли и изменения в их числе. Также указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии правопреемников ФИО14., к числу которых при отсутствии наследников может быть отнесено соответствующее публичное правовое образование как собственник, принявший выморочное имущество. А поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения с кн N находился в долевой собственности более чем пяти лиц, то суды правильно при разрешении спора руководствовались положениями п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Согласия истца на выделение земельной доли и образование земельного участка не требовалось, выдел земельной доли произведен на основании п. 5 ст. 14 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ участником долевой собственности, выразившим на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Смерть одного из участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения сама по себе не влечет прекращения существования такой доли и изменения в их числе. Также указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии правопреемников ФИО14., к числу которых при отсутствии наследников может быть отнесено соответствующее публичное правовое образование как собственник, принявший выморочное имущество. А поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения с кн N находился в долевой собственности более чем пяти лиц, то суды правильно при разрешении спора руководствовались положениями п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы приобретения права частной собственности на заброшенный земельный участок по российскому законодательству
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)2. Участие органов публичной власти в процедурах приобретения. Такое участие представляет собой реализацию государственной (публичной) функции по управлению и распоряжению земельными участками. Полномочия распоряжения распространяются на заброшенные земельные участки, относящиеся к публичной (государственной и муниципальной) собственности. Переход в указанную форму собственности возможен в случаях изъятия участка по мотивам бесхозяйственного использования (ст. 284 и 285 ГК РФ, ст. 6 Закона о землях сельхозназначения), отнесения участка к выморочному имуществу по правилам ст. 1151 ГК РФ <13> (если порядок наследования и учета данных участков предусматривается законом) или приравнивания фактического отказа от участка к заявлению об отказе по ст. 53 ЗК РФ. Необходимым условием эффективного изъятия и учета бесхозяйных участков является мотивация уполномоченных органов на применение таких мер. Вместе с тем на практике это условие не соблюдается, что приводит к пассивности властей и сохранению существующего положения дел <14>. Возможной активизации процесса изъятия и дальнейшего предоставления участков способствовало бы оптимальное разграничение публичных полномочий в указанной сфере <15>.
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)2. Участие органов публичной власти в процедурах приобретения. Такое участие представляет собой реализацию государственной (публичной) функции по управлению и распоряжению земельными участками. Полномочия распоряжения распространяются на заброшенные земельные участки, относящиеся к публичной (государственной и муниципальной) собственности. Переход в указанную форму собственности возможен в случаях изъятия участка по мотивам бесхозяйственного использования (ст. 284 и 285 ГК РФ, ст. 6 Закона о землях сельхозназначения), отнесения участка к выморочному имуществу по правилам ст. 1151 ГК РФ <13> (если порядок наследования и учета данных участков предусматривается законом) или приравнивания фактического отказа от участка к заявлению об отказе по ст. 53 ЗК РФ. Необходимым условием эффективного изъятия и учета бесхозяйных участков является мотивация уполномоченных органов на применение таких мер. Вместе с тем на практике это условие не соблюдается, что приводит к пассивности властей и сохранению существующего положения дел <14>. Возможной активизации процесса изъятия и дальнейшего предоставления участков способствовало бы оптимальное разграничение публичных полномочий в указанной сфере <15>.
Статья: Важность комплексного подхода к реформированию законодательных норм, регулирующих выделение в участки образованных 30 лет назад земельных долей
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)17. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: Монография / В.Н. Хлыстун, С.А. Липски, А.А. Мурашева [и др.]; научные редакторы: С.А. Липски, В.Н. Хлыстун. Москва: ГУЗ, 2020. 296 с.
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)17. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: Монография / В.Н. Хлыстун, С.А. Липски, А.А. Мурашева [и др.]; научные редакторы: С.А. Липски, В.Н. Хлыстун. Москва: ГУЗ, 2020. 296 с.
Нормативные акты
<Письмо> Росреестра от 18.09.2024 N 14-8818-ТГ/24
<О направлении ответов на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав>Является ли наличие в кадастре недвижимости в отношении земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения сведений, определенных пунктом 15 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, при отсутствии в ЕГРН записи о заявлении, указанном в части 1 статьи 36.1 Закона N 218-ФЗ, основанием для приостановления учетно-регистрационных действий на такой участок?
<О направлении ответов на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав>Является ли наличие в кадастре недвижимости в отношении земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения сведений, определенных пунктом 15 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, при отсутствии в ЕГРН записи о заявлении, указанном в части 1 статьи 36.1 Закона N 218-ФЗ, основанием для приостановления учетно-регистрационных действий на такой участок?
Статья: Участие органов местного самоуправления в решении проблемы невостребованных земельных долей (на примере отдельно взятого муниципалитета)
(Липски С.А., Алексеева Я.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)15. Папаскири Т.В. 20-летний опыт применения норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ключевые землеустроительные аспекты реализации его положений в текущих условиях / Т.В. Папаскири, С.А. Липски // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. N 4. С. 314 - 318.
(Липски С.А., Алексеева Я.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)15. Папаскири Т.В. 20-летний опыт применения норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ключевые землеустроительные аспекты реализации его положений в текущих условиях / Т.В. Папаскири, С.А. Липски // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. N 4. С. 314 - 318.