Выкуп земельного участка из частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка из частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа нежилых помещений (части здания)
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем одно из двух помещений в здании... вследствие его приватизации из муниципальной собственности находится в частной собственности истца, а другое помещение осталось в муниципальной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем одно из двух помещений в здании... вследствие его приватизации из муниципальной собственности находится в частной собственности истца, а другое помещение осталось в муниципальной собственности.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88-27626/2024 (УИД 77RS0034-02-2022-032665-79)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) Об оспаривании результата кадастровых работ.
Обстоятельства: Истец указал, что право собственности муниципального образования зарегистрировано на сооружение, которое является автомобильной дорогой. Сооружение находится в границах земельного участка, находящегося в собственности СНТ. В границах земельного участка находится водоохранная зона.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Указанные обстоятельства не вошли в предмет доказывания по настоящему делу. Вместе с тем само по себе размещение указанной автомобильной дороги на части спорного земельного участка после его формирования и возникновения на него права частной собственности без соблюдения процедуры выкупа этой части земельного участка не свидетельствует о незаконности его образования и возникновения права собственности на него.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) Об оспаривании результата кадастровых работ.
Обстоятельства: Истец указал, что право собственности муниципального образования зарегистрировано на сооружение, которое является автомобильной дорогой. Сооружение находится в границах земельного участка, находящегося в собственности СНТ. В границах земельного участка находится водоохранная зона.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Указанные обстоятельства не вошли в предмет доказывания по настоящему делу. Вместе с тем само по себе размещение указанной автомобильной дороги на части спорного земельного участка после его формирования и возникновения на него права частной собственности без соблюдения процедуры выкупа этой части земельного участка не свидетельствует о незаконности его образования и возникновения права собственности на него.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)<3> См.: Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 136.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)<3> См.: Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 136.
Статья: Судебно-арбитражный концепт опосредованного владения
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Для российского договорного права только для договора аренды земельного участка для целей его застройки из земель публичной собственности возможна его характеристика в системе гражданского и земельного правового регулирования и как обязательственного правоотношения, и как вещного за счет нормы, предоставляющей исключительное право выкупа застроенного земельного участка из публичной собственности в частную <10>. В настоящее время норма закреплена в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации <11> (далее - ЗК РФ). И именно в борьбе с самовольным строительством, для целей пресечения возможности использования этого исключительного права для целей его легализации, арбитражные суды (и прежде всего - окружной Северо-Кавказский) используют в своей практике рассматриваемый судебный концепт.
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Для российского договорного права только для договора аренды земельного участка для целей его застройки из земель публичной собственности возможна его характеристика в системе гражданского и земельного правового регулирования и как обязательственного правоотношения, и как вещного за счет нормы, предоставляющей исключительное право выкупа застроенного земельного участка из публичной собственности в частную <10>. В настоящее время норма закреплена в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации <11> (далее - ЗК РФ). И именно в борьбе с самовольным строительством, для целей пресечения возможности использования этого исключительного права для целей его легализации, арбитражные суды (и прежде всего - окружной Северо-Кавказский) используют в своей практике рассматриваемый судебный концепт.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что К. не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137, поскольку право собственности на объекты недвижимости возникло у него не в результате приватизации, а по договору купли-продажи с частным собственником уже приватизированного имущества. Суд также отметил, что правом на выкуп по льготной цене в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 2 Закона N 137 обладают только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что К. не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Закона N 137, поскольку право собственности на объекты недвижимости возникло у него не в результате приватизации, а по договору купли-продажи с частным собственником уже приватизированного имущества. Суд также отметил, что правом на выкуп по льготной цене в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 2 Закона N 137 обладают только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)21. Критериями применения льготных цен при выкупе указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)21. Критериями применения льготных цен при выкупе указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 г.
Статья: Отдельные вопросы оборотоспособности земельных участков как объектов гражданских прав
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
Статья: Предиальные сервитуты в Своде законов Российской империи: сущностно-терминологический аспект
(Ошмарин А.А., Исааков Г.Н.)
("Современное право", 2025, NN 3, 4)Однозначным плюсом этой реформы стало упорядочивание всех существовавших прав угодий. Также стоит упомянуть, что ко времени издания Свода государство выкупало права угодий у частных лиц, сосредоточивая тем самым земли в государственной собственности, не обремененной сервитутами. Зачастую обладателям права въезда предоставлялся в собственность участок меньшего размера, остальная же государственная земля освобождалась от бремени сервитута.
(Ошмарин А.А., Исааков Г.Н.)
("Современное право", 2025, NN 3, 4)Однозначным плюсом этой реформы стало упорядочивание всех существовавших прав угодий. Также стоит упомянуть, что ко времени издания Свода государство выкупало права угодий у частных лиц, сосредоточивая тем самым земли в государственной собственности, не обремененной сервитутами. Зачастую обладателям права въезда предоставлялся в собственность участок меньшего размера, остальная же государственная земля освобождалась от бремени сервитута.
Статья: Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Таким образом, ЗК РФ и Закон об обороте земель являются именно теми специальными законами, которые регулируют приватизацию земельных участков. Следовательно, в пункте 4 статьи 1 Закона об обороте земель термин "приватизация" следует понимать широко, то есть, включая такие понятия, как предоставление, передача, отчуждение, продажа, выкуп, приобретение и т.п. Любой переход земельных участков из публичной собственности в частную (по любым основаниям) необходимо признавать приватизацией. Соответственно, если в законе субъекта Российской Федерации предусмотрена отсрочка начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без уточнений и каких-либо исключений, то эта отсрочка относится ко всем возможным случаям - как к приобретению земельных участков частными лицами на торгах, так и к случаям "переоформления" прав землепользователей. При этом субъект Российской Федерации своим законом вправе предусмотреть исключения из установленного им же моратория на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Таким образом, ЗК РФ и Закон об обороте земель являются именно теми специальными законами, которые регулируют приватизацию земельных участков. Следовательно, в пункте 4 статьи 1 Закона об обороте земель термин "приватизация" следует понимать широко, то есть, включая такие понятия, как предоставление, передача, отчуждение, продажа, выкуп, приобретение и т.п. Любой переход земельных участков из публичной собственности в частную (по любым основаниям) необходимо признавать приватизацией. Соответственно, если в законе субъекта Российской Федерации предусмотрена отсрочка начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без уточнений и каких-либо исключений, то эта отсрочка относится ко всем возможным случаям - как к приобретению земельных участков частными лицами на торгах, так и к случаям "переоформления" прав землепользователей. При этом субъект Российской Федерации своим законом вправе предусмотреть исключения из установленного им же моратория на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Первым таким критерием выступает отсутствие прямой государственной (муниципальной) потребности (нужды) в конкретном имущественном объекте, притязания публично-правового образования на который не оправдываются целями реализации конкретного проекта комплексного развития территории. Примечательно, что после принудительного выкупа имущества в рамках мероприятий комплексного развития территорий допускается последующая передача изъятого имущества другому субъекту частной формы собственности (застройщику), что с научно-теоретических представлений о принудительном выкупе имущества для государственных нужд представляется неприемлемым. Исходя из этого суд признал незаконным решение Администрации города Горно-Алтайска об изъятии земельного участка, который принадлежит гражданину на праве собственности. "Суд установил, что оспариваемые действия муниципалитета в первую очередь ориентированы на получение выгоды частными лицами, чья деятельность лишь косвенно способствует интересам общества. В данном случае строительство многоквартирного дома является исключительно частным проектом, направленным на извлечение прибыли, и поэтому нет оснований для изъятия спорного земельного участка в интересах муниципалитета. Заключение договора о развитии застроенной территории само по себе не является основанием для изъятия земельных участков. Этот договор лишь определяет порядок выполнения решения администрации о развитии территории. В то же время возможность изъятия земельного участка у его владельца зависит от наличия государственных или муниципальных нужд" <13>.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Первым таким критерием выступает отсутствие прямой государственной (муниципальной) потребности (нужды) в конкретном имущественном объекте, притязания публично-правового образования на который не оправдываются целями реализации конкретного проекта комплексного развития территории. Примечательно, что после принудительного выкупа имущества в рамках мероприятий комплексного развития территорий допускается последующая передача изъятого имущества другому субъекту частной формы собственности (застройщику), что с научно-теоретических представлений о принудительном выкупе имущества для государственных нужд представляется неприемлемым. Исходя из этого суд признал незаконным решение Администрации города Горно-Алтайска об изъятии земельного участка, который принадлежит гражданину на праве собственности. "Суд установил, что оспариваемые действия муниципалитета в первую очередь ориентированы на получение выгоды частными лицами, чья деятельность лишь косвенно способствует интересам общества. В данном случае строительство многоквартирного дома является исключительно частным проектом, направленным на извлечение прибыли, и поэтому нет оснований для изъятия спорного земельного участка в интересах муниципалитета. Заключение договора о развитии застроенной территории само по себе не является основанием для изъятия земельных участков. Этот договор лишь определяет порядок выполнения решения администрации о развитии территории. В то же время возможность изъятия земельного участка у его владельца зависит от наличия государственных или муниципальных нужд" <13>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Учитывая, что сегодня в Российской Федерации имеется реальная возможность размещения ЛО на участке или участках, принадлежащих одному (публичному) собственнику <1>, и что закон допускает возможность размещения ЛО вообще без создания земельного участка, есть основания обсудить исторически, видимо, уникальную ситуацию размещения линейного объекта на одном участке, в любом случае все же как частный вариант прав на ЛО.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Учитывая, что сегодня в Российской Федерации имеется реальная возможность размещения ЛО на участке или участках, принадлежащих одному (публичному) собственнику <1>, и что закон допускает возможность размещения ЛО вообще без создания земельного участка, есть основания обсудить исторически, видимо, уникальную ситуацию размещения линейного объекта на одном участке, в любом случае все же как частный вариант прав на ЛО.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие участки нельзя выкупить
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие участки нельзя выкупить
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обращения в суд по оспариванию отказов уполномоченных органов в отношении земельных участков общий. В частности, порядок обжалования отказа в выкупе участка под зданием или сооружением аналогичен порядку обжалования отказа в перераспределении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и участков, находящихся в частной собственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок обращения в суд по оспариванию отказов уполномоченных органов в отношении земельных участков общий. В частности, порядок обжалования отказа в выкупе участка под зданием или сооружением аналогичен порядку обжалования отказа в перераспределении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и участков, находящихся в частной собственности.
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)В публичную собственность может быть обращено имущество, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК), в случае выкупа недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК), в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК). Во всех перечисленных ситуациях имущество может быть либо непосредственно выкуплено публичными собственниками, либо приобретено ими на публичных торгах.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)В публичную собственность может быть обращено имущество, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК), в случае выкупа недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК), в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК). Во всех перечисленных ситуациях имущество может быть либо непосредственно выкуплено публичными собственниками, либо приобретено ими на публичных торгах.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)От имени Российской Федерации и ее субъектов решения об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Что касается решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, то они принимаются органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 11 ЗК; п. 2 ст. 125 ГК).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)От имени Российской Федерации и ее субъектов решения об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Что касается решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, то они принимаются органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 11 ЗК; п. 2 ст. 125 ГК).
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Во-вторых, если речь идет о приватизации земельного участка под объектом недвижимости, то приватизация может быть в принципе невозможна по причине специального режима самой территории, на которой расположен земельный участок. Так, в частности, ограничены в обороте земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, участками, расположенными в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <4>. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, но могут быть объектами иных сделок, в частности могут быть предоставлены в аренду.
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Во-вторых, если речь идет о приватизации земельного участка под объектом недвижимости, то приватизация может быть в принципе невозможна по причине специального режима самой территории, на которой расположен земельный участок. Так, в частности, ограничены в обороте земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, участками, расположенными в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <4>. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, но могут быть объектами иных сделок, в частности могут быть предоставлены в аренду.