Возврат продовольственных товаров от покупателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат продовольственных товаров от покупателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Тара и упаковка
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... "У"... [поставщик - ред.] обратилось в... суд... с иском к обществу... "Э"... [покупатель - ред.] о взыскании стоимости невозвращенной многооборотной (возвратной) тары по договору поставки продовольственных товаров...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... "У"... [поставщик - ред.] обратилось в... суд... с иском к обществу... "Э"... [покупатель - ред.] о взыскании стоимости невозвращенной многооборотной (возвратной) тары по договору поставки продовольственных товаров...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Срок годности
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что товар, поставленный по спорным универсальным передаточным документам, изготовлен 29.08.2019 и срок годности продукции при обозначенных поставщиком условиях хранения истек 29.04.2020, суд первой инстанции верно установил, что требование о возврате товара... заявлено поставщиком за пределами срока годности продукции.
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что товар, поставленный по спорным универсальным передаточным документам, изготовлен 29.08.2019 и срок годности продукции при обозначенных поставщиком условиях хранения истек 29.04.2020, суд первой инстанции верно установил, что требование о возврате товара... заявлено поставщиком за пределами срока годности продукции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как потребитель может вернуть продавцу некачественный продовольственный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как потребитель может вернуть продавцу некачественный продовольственный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как потребитель может вернуть продавцу некачественный продовольственный товар?
Путеводитель по сделкам. Поставка. Общая информация10. В договоре поставки можно предусмотреть право покупателя вернуть поставщику товар надлежащего качества. При этом возможность согласовать в договоре условие о возврате может быть ограничена законом. Например, сторонам запрещается заключать договор с условием о возврате продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней включительно, либо об их замене на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, когда иное допускается или предусмотрено законодательством РФ (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"8. Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из обращения, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке их экспертизу, утилизацию или уничтожение.
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"8. Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из обращения, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке их экспертизу, утилизацию или уничтожение.
Решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11
<О признании пункта 1 письма Минфина РФ от 07.03.2007 N 03-07-15/29 "О порядке применения налога на добавленную стоимость, а также регистрации счетов-фактур в книге покупок и книге продаж при возврате товаров" соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а пункта 4 недействующим как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации>По мнению общества при возврате покупателем товара (пищевой продукции) с истекшими сроками годности (реализации) операции по реализации не происходит.
<О признании пункта 1 письма Минфина РФ от 07.03.2007 N 03-07-15/29 "О порядке применения налога на добавленную стоимость, а также регистрации счетов-фактур в книге покупок и книге продаж при возврате товаров" соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а пункта 4 недействующим как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации>По мнению общества при возврате покупателем товара (пищевой продукции) с истекшими сроками годности (реализации) операции по реализации не происходит.
Ситуация: Как вернуть качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем при определенных условиях такой товар можно вернуть продавцу, у которого он был приобретен, например, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье), которые не подлежат обмену и возврату по указанным основаниям. Также по общему правилу нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем при определенных условиях такой товар можно вернуть продавцу, у которого он был приобретен, например, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье), которые не подлежат обмену и возврату по указанным основаниям. Также по общему правилу нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В силу п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Статья: Злоупотребление превалирующей переговорной силой
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Такое прямое регулирование есть и в России. Основные антимонопольные требования к торговым сетям <3> установлены ст. 13 Закона о торговле и применяются только к продаже продовольственных товаров. Интересно, что эти требования применимы также и к поставщикам в торговые сети, что выбивается из логики создания баланса переговорных сил поставщиков и покупателей. Иными словами, суть рассматриваемых ограничений в том, чтобы снизить эффект превалирующей переговорной силы торговых сетей; однако существование аналогичных требований для поставщиков нивелирует этот эффект и возвращает переговорную силу торговым сетям, поскольку они могут ссылаться на невозможность принятия условий поставщиков в силу того, что это будет дискриминацией других поставщиков, с которыми установлены иные торговые условия. Неудивительно, что в этих условиях практика применения данных норм к поставщикам фактически отсутствует. Поэтому представляется, что соответствующие ограничения должны распространяться только на торговые сети.
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Такое прямое регулирование есть и в России. Основные антимонопольные требования к торговым сетям <3> установлены ст. 13 Закона о торговле и применяются только к продаже продовольственных товаров. Интересно, что эти требования применимы также и к поставщикам в торговые сети, что выбивается из логики создания баланса переговорных сил поставщиков и покупателей. Иными словами, суть рассматриваемых ограничений в том, чтобы снизить эффект превалирующей переговорной силы торговых сетей; однако существование аналогичных требований для поставщиков нивелирует этот эффект и возвращает переговорную силу торговым сетям, поскольку они могут ссылаться на невозможность принятия условий поставщиков в силу того, что это будет дискриминацией других поставщиков, с которыми установлены иные торговые условия. Неудивительно, что в этих условиях практика применения данных норм к поставщикам фактически отсутствует. Поэтому представляется, что соответствующие ограничения должны распространяться только на торговые сети.
Вопрос: Существуют ли ограничения по размеру премии, выплачиваемой белорусскому покупателю за приобретение определенного количества продовольственных товаров согласно условиям договора поставки?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, организация вправе выплачивать белорусскому покупателю премию за достижение определенного количества продовольственных товаров в размере, установленном договором поставки, и с учетом положений ст. 54.1 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, организация вправе выплачивать белорусскому покупателю премию за достижение определенного количества продовольственных товаров в размере, установленном договором поставки, и с учетом положений ст. 54.1 НК РФ.
Типовая ситуация: Когда надо составлять корректировочные счета-фактуры (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)увеличена или уменьшена цена товаров (работ, услуг), указанная в отгрузочном счете-фактуре. Например, если покупателю выплачена премия, которая, по условиям договора, уменьшает цену товаров. При этом независимо от условий договора премия не может уменьшать цену продовольственных товаров (Письмо Минфина от 25.07.2013 N 03-07-11/29474);
(Издательство "Главная книга", 2025)увеличена или уменьшена цена товаров (работ, услуг), указанная в отгрузочном счете-фактуре. Например, если покупателю выплачена премия, которая, по условиям договора, уменьшает цену товаров. При этом независимо от условий договора премия не может уменьшать цену продовольственных товаров (Письмо Минфина от 25.07.2013 N 03-07-11/29474);
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
Готовое решение: Как продавцу на УСН учесть скидки покупателям
(КонсультантПлюс, 2025)Проверьте, чтобы из договора и других документов четко следовало, что вы даете скидку, которая именно изменяет цену товара (работы, услуги). Иначе проверяющие могут расценить ее как премию или бонус и потребуют отразить в доходах стоимость товара (работы, услуги) полностью без учета скидки, особенно если вы возвращаете деньги на счет покупателя и уменьшаете свой доход.
(КонсультантПлюс, 2025)Проверьте, чтобы из договора и других документов четко следовало, что вы даете скидку, которая именно изменяет цену товара (работы, услуги). Иначе проверяющие могут расценить ее как премию или бонус и потребуют отразить в доходах стоимость товара (работы, услуги) полностью без учета скидки, особенно если вы возвращаете деньги на счет покупателя и уменьшаете свой доход.
Статья: Как повысить лояльность покупателей в кризис?
(Якуба В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 10)Как это происходит? Как только сигналы о запахе из обонятельных рецепторов попадают в кору головного мозга и обрабатываются, этот запах становится личным, и мозг тут же связывает его с картинкой. Например, "так пахли бабушкины булочки" или "такой аромат плюшек я чувствовал в детстве". Устоять невозможно, человек возвращается не за батоном, а за картинкой из прошлого.
(Якуба В.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 10)Как это происходит? Как только сигналы о запахе из обонятельных рецепторов попадают в кору головного мозга и обрабатываются, этот запах становится личным, и мозг тут же связывает его с картинкой. Например, "так пахли бабушкины булочки" или "такой аромат плюшек я чувствовал в детстве". Устоять невозможно, человек возвращается не за батоном, а за картинкой из прошлого.
Готовое решение: Как покупатель может вернуть поставщику товар надлежащего качества и получить обратно деньги за него
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как покупателю вернуть денежные средства при возврате поставщику товара надлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как покупателю вернуть денежные средства при возврате поставщику товара надлежащего качества
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Законом "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 28) установлена неустойка в размере 3% за каждый день просрочки в удовлетворении требований покупателя-гражданина об устранении недостатков проданного товара и о замене товара ненадлежащего качества, а также требований о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Законом "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 28) установлена неустойка в размере 3% за каждый день просрочки в удовлетворении требований покупателя-гражданина об устранении недостатков проданного товара и о замене товара ненадлежащего качества, а также требований о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы.