Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Росприроднадзор хочет взыскать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)долг возник из-за того, что плата внесена лишь за выброс загрязняющих веществ без внесения платы за негативное воздействие, оказанное в результате размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)долг возник из-за того, что плата внесена лишь за выброс загрязняющих веществ без внесения платы за негативное воздействие, оказанное в результате размещения отходов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Плата за НВОС: плательщики, расчет, уплата и отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Субъекты МСП и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные платят квартальные авансовые платежи - по 1/4 платы за предыдущий год, либо по нормативному или фактическому объему загрязнения. За побочные продукты плату вносят только за год (ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Субъекты МСП и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные платят квартальные авансовые платежи - по 1/4 платы за предыдущий год, либо по нормативному или фактическому объему загрязнения. За побочные продукты плату вносят только за год (ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Плата за негативное воздействие на окружающую среду"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Готовое решение: Взыскание задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)15 календарных дней - если выставлено требование о представлении декларации о плате за НВОС и (или) о внесении платы за НВОС и пеней. При этом учитывается, что с подачей декларации вы опоздали более чем на девять месяцев за отчетный период и (или) предыдущие два года и (или) не перечислили (не полностью перечислили) плату за НВОС.
(КонсультантПлюс, 2025)15 календарных дней - если выставлено требование о представлении декларации о плате за НВОС и (или) о внесении платы за НВОС и пеней. При этом учитывается, что с подачей декларации вы опоздали более чем на девять месяцев за отчетный период и (или) предыдущие два года и (или) не перечислили (не полностью перечислили) плату за НВОС.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)12. Как заполнить расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, декларации о плате за НВОС
(КонсультантПлюс, 2025)12. Как заполнить расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, декларации о плате за НВОС
Готовое решение: Какие льготы существуют по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)если вы не используете в своей деятельности объекты, которые могут быть признаны объектами НВОС, у вас нет отходов, кроме ТКО, которые размещает региональный оператор, или вы размещаете отходы вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию и не признаны отходами производства и потребления. Внесение платы предусмотрено только за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами, путем размещения отходов, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами, или хранения вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления (п. п. 1, 3 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды);
(КонсультантПлюс, 2025)если вы не используете в своей деятельности объекты, которые могут быть признаны объектами НВОС, у вас нет отходов, кроме ТКО, которые размещает региональный оператор, или вы размещаете отходы вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию и не признаны отходами производства и потребления. Внесение платы предусмотрено только за загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами, путем размещения отходов, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами, или хранения вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления (п. п. 1, 3 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды);
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)3. Переходит ли к новому собственнику отходов производства обязанность по внесению платы за НВОС при размещении этих отходов
(КонсультантПлюс, 2025)3. Переходит ли к новому собственнику отходов производства обязанность по внесению платы за НВОС при размещении этих отходов
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)10. Как заполнить расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)10. Как заполнить расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Осуществление предложенного алгоритма действий с обязательным проведением ГЭО отходов недропользования должно являться основанием для освобождения недропользователя от необходимости строительства объектов размещения отходов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в части размещения отходов. В случае если по результатам ГЭО не будет выявлено наличие полезных ископаемых в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих породах, они должны признаваться отходами производства и потребления. В таком случае хозяйствующий субъект становится собственником данных отходов, в связи с чем обязан осуществлять строительство объектов их размещения, а также вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в части размещения отходов производства.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Осуществление предложенного алгоритма действий с обязательным проведением ГЭО отходов недропользования должно являться основанием для освобождения недропользователя от необходимости строительства объектов размещения отходов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в части размещения отходов. В случае если по результатам ГЭО не будет выявлено наличие полезных ископаемых в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих породах, они должны признаваться отходами производства и потребления. В таком случае хозяйствующий субъект становится собственником данных отходов, в связи с чем обязан осуществлять строительство объектов их размещения, а также вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в части размещения отходов производства.