Внесение изменений в договор аренды государственного имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в договор аренды государственного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"Таким образом, буквальное толкование диспозиции части 3 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 600-ФЗ) позволяет сделать вывод об исключении законодателем судебного порядка внесения изменения в договор аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"Из вышеуказанных норм следует, что законодательство не допускает произвольного (свободного) изменения условий договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам торгов, внесение изменений в такой договор возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По вопросам внесения изменений в договор аренды государственного или муниципального имущества, заключенный по результатам торгов.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
С какого момента, по мнению судов, покупатель недвижимости по договору купли-продажи приобретает право пользования принадлежащим продавцу на праве аренды земельным участком, на котором расположена недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к правильному выводу о том, что в отсутствие у общества "Башприма" как приобретателя объектов недвижимости обязанности вносить изменения в договор аренды земельного участка оснований для представления соответствующих документов при государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости не имеется и регистрирующий орган в силу п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не вправе требовать их представления.
С какого момента, по мнению судов, покупатель недвижимости по договору купли-продажи приобретает право пользования принадлежащим продавцу на праве аренды земельным участком, на котором расположена недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к правильному выводу о том, что в отсутствие у общества "Башприма" как приобретателя объектов недвижимости обязанности вносить изменения в договор аренды земельного участка оснований для представления соответствующих документов при государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости не имеется и регистрирующий орган в силу п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не вправе требовать их представления.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 июня 2008 г. 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по общему правилу, заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Названные изменения вступили в силу 2 июля 2008 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 июня 2008 г. 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по общему правилу, заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Названные изменения вступили в силу 2 июля 2008 г.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В этой связи внесенными изменениями установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в том числе на срок реализации масштабного инвестиционного проекта, указанного в подп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В этой связи внесенными изменениями установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в том числе на срок реализации масштабного инвестиционного проекта, указанного в подп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом же деле был предложен контраргумент на распространенную идею о том, что изменение договора аренды является фактическим обходом процедур предоставления земельных участков. Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд указал на необходимость исследовать вопрос о том, мог ли истец выполнить условия для предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках процедуры внесения изменений в договор аренды земельного участка. Подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ позволяет предоставлять земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов только в случае, если в течение 30 дней иные граждане не заявят о своем намерении участвовать в аукционе. Если же такие заявления поступят в адрес уполномоченного органа, то он обязан отказать в предоставлении земельного участка без торгов и принять решение о проведении аукциона. Однако в соответствии с подп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может стать предметом аукциона, если он предоставлен кому-либо на праве аренды. Поэтому реализовать предложенный судом кассационной инстанции в данном деле вариант представляется затруднительным в силу императивных норм земельного законодательства. Но сама по себе идея внесения изменений в договор аренды публичного земельного участка в части цели использования участка через процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могла бы исключить обоснованные опасения в возможном обходе законного порядка предоставления публичных земельных участков, установленного для защиты конкуренции, в тех случаях, когда после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор либо сохраняет первоначальное, либо приобретает иное основание для получения земельного участка без проведения торгов. Впрочем, действующее земельное законодательство такой процедуры внесения изменений в договор аренды не предусматривает, поэтому перспективы ее применения на практике остаются туманными.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)В этом же деле был предложен контраргумент на распространенную идею о том, что изменение договора аренды является фактическим обходом процедур предоставления земельных участков. Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд указал на необходимость исследовать вопрос о том, мог ли истец выполнить условия для предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках процедуры внесения изменений в договор аренды земельного участка. Подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ позволяет предоставлять земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов только в случае, если в течение 30 дней иные граждане не заявят о своем намерении участвовать в аукционе. Если же такие заявления поступят в адрес уполномоченного органа, то он обязан отказать в предоставлении земельного участка без торгов и принять решение о проведении аукциона. Однако в соответствии с подп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может стать предметом аукциона, если он предоставлен кому-либо на праве аренды. Поэтому реализовать предложенный судом кассационной инстанции в данном деле вариант представляется затруднительным в силу императивных норм земельного законодательства. Но сама по себе идея внесения изменений в договор аренды публичного земельного участка в части цели использования участка через процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могла бы исключить обоснованные опасения в возможном обходе законного порядка предоставления публичных земельных участков, установленного для защиты конкуренции, в тех случаях, когда после внесения изменений в правила землепользования и застройки арендатор либо сохраняет первоначальное, либо приобретает иное основание для получения земельного участка без проведения торгов. Впрочем, действующее земельное законодательство такой процедуры внесения изменений в договор аренды не предусматривает, поэтому перспективы ее применения на практике остаются туманными.
Статья: К вопросу о развитии института социального предпринимательства в Российской Федерации
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Первым по времени своего возникновения выступил термин "социально значимые виды деятельности" - в таком контексте он впервые появился в нормах Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <11>. Цели данного Закона заключались в установлении определенных государственных гарантий обеспечения льгот при заключении договоров по аренде имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, тем категориям населения, которые занимались деятельностью, перечисленной в тексте законодательного акта, но при этом отсутствовали должная конкретизация и уточнение указанных видов деятельности, что оставляло значительный простор для трактовок и манипуляций.
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Первым по времени своего возникновения выступил термин "социально значимые виды деятельности" - в таком контексте он впервые появился в нормах Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <11>. Цели данного Закона заключались в установлении определенных государственных гарантий обеспечения льгот при заключении договоров по аренде имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, тем категориям населения, которые занимались деятельностью, перечисленной в тексте законодательного акта, но при этом отсутствовали должная конкретизация и уточнение указанных видов деятельности, что оставляло значительный простор для трактовок и манипуляций.
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 ЗК РФ (п. 1 ст. 39.6) предусматривает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 ЗК РФ (п. 1 ст. 39.6) предусматривает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внесение изменений в договор аренды
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внесение изменений в договор аренды
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)2. Основной целью внесения изменений в ч. 8, 9 и 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции <4> являлось устранение неопределенности в толковании положений этого Закона в части возможности заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения торгов с добросовестными арендаторами, заключившими договоры аренды на законных основаниях, в том числе без проведения торгов до 2 июля 2008 года (до вступления в силу ст. 17.1 Закона).
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)2. Основной целью внесения изменений в ч. 8, 9 и 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции <4> являлось устранение неопределенности в толковании положений этого Закона в части возможности заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения торгов с добросовестными арендаторами, заключившими договоры аренды на законных основаниях, в том числе без проведения торгов до 2 июля 2008 года (до вступления в силу ст. 17.1 Закона).
Статья: Проблемы залога и найма имущества при прекращении права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 1)В работе рассматривается проблема, связанная с неразрешенностью в законодательстве и судебной практике вопроса о сохранении или прекращении прав нанимателя имущества, залоговых прав в случае обращения на данное имущество взыскания в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автор анализирует различные доктринальные точки зрения на вопрос о прекращении или сохранении прав третьих лиц при обращении имущества в доход государства, рассматривает проблему отнесения права на имущество, которое возникает у государства вследствие обращения на него взыскания за совершение первоначальным собственником коррупционного правонарушения, к первоначальному способу приобретения права собственности, в связи с чем анализирует возможность применения в данной ситуации концепции "очистки" обращающегося в доход государства имущества от прав третьих лиц. Автор приходит к выводу, что в данной ситуации ввиду социальной направленности гражданского права, расширения законодателем гарантий защиты прав арендатора (нанимателя) при смене собственника имущества, закрепления за ним права следования необходимо сохранение прав нанимателя при обращении взыскания на имущество. В статье предлагается внесение изменений в ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", регламентирующую порядок заключения договора аренды в отношении государственного имущества, в целях регулирования правоотношений по найму (аренде) имущества, перешедшего к государству в связи с совершением его собственником коррупционного правонарушения. Автором применяются сравнительно-правовой, системный методы научного исследования.
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 1)В работе рассматривается проблема, связанная с неразрешенностью в законодательстве и судебной практике вопроса о сохранении или прекращении прав нанимателя имущества, залоговых прав в случае обращения на данное имущество взыскания в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автор анализирует различные доктринальные точки зрения на вопрос о прекращении или сохранении прав третьих лиц при обращении имущества в доход государства, рассматривает проблему отнесения права на имущество, которое возникает у государства вследствие обращения на него взыскания за совершение первоначальным собственником коррупционного правонарушения, к первоначальному способу приобретения права собственности, в связи с чем анализирует возможность применения в данной ситуации концепции "очистки" обращающегося в доход государства имущества от прав третьих лиц. Автор приходит к выводу, что в данной ситуации ввиду социальной направленности гражданского права, расширения законодателем гарантий защиты прав арендатора (нанимателя) при смене собственника имущества, закрепления за ним права следования необходимо сохранение прав нанимателя при обращении взыскания на имущество. В статье предлагается внесение изменений в ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", регламентирующую порядок заключения договора аренды в отношении государственного имущества, в целях регулирования правоотношений по найму (аренде) имущества, перешедшего к государству в связи с совершением его собственником коррупционного правонарушения. Автором применяются сравнительно-правовой, системный методы научного исследования.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)15. В последнем п. 18 комментируемой статьи установлено императивное правило о порядке внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае перераспределения земельного участка в установленном порядке.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)15. В последнем п. 18 комментируемой статьи установлено императивное правило о порядке внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае перераспределения земельного участка в установленном порядке.