Внесение дополнений в протокол об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение дополнений в протокол об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.12.1 "Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок" КоАП РФ"Приведенная правовая норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола. При этом должны быть соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обеспечены установленные данной нормой и статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2025 N 16-3365/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о внесении дополнений в протокол об административном правонарушении и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в отсутствие Баскакова А.Г., не уведомленного надлежащим образом о месте и времени внесения этих дополнения, не соответствуют действительности, поскольку проставлении в этих актах данных о должностном лице ГИБДД, проводившем соответствующее процессуальное действие, с помощью ведомственного штампа не свидетельствует о внесении дополнений в указанные документы, а по своей сути является способом заполнения документов и по существу носят формальный характер. Поскольку подлинность внесенных указанным способом в процессуальные документы сведений в жалобе под сомнение не поставлена, то указанные доводы жалобы не свидетельствуют о недопустимости этих документов в качестве доказательств по делу с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления процессуальных документов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о внесении дополнений в протокол об административном правонарушении и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в отсутствие Баскакова А.Г., не уведомленного надлежащим образом о месте и времени внесения этих дополнения, не соответствуют действительности, поскольку проставлении в этих актах данных о должностном лице ГИБДД, проводившем соответствующее процессуальное действие, с помощью ведомственного штампа не свидетельствует о внесении дополнений в указанные документы, а по своей сути является способом заполнения документов и по существу носят формальный характер. Поскольку подлинность внесенных указанным способом в процессуальные документы сведений в жалобе под сомнение не поставлена, то указанные доводы жалобы не свидетельствуют о недопустимости этих документов в качестве доказательств по делу с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления процессуальных документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Наряду с этим на основании ст. 28.8 КоАП РФ дело об административном правонарушении (протокол об административном правонарушении и процессуально оформленные доказательства по делу) может быть направлено на рассмотрение в суд тем органом публичной администрации, который не уполномочен рассматривать дело, отнесенное к исключительной компетенции суда (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Учитывая то обстоятельство, что в ст. 28.8 КоАП РФ процессуальная форма направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение в уполномоченный орган или в суд общей юрисдикции не определена, а анализ содержания утвержденных нормативно-правовыми актами публичной администрации образцов процессуальных определений свидетельствует о несоответствии положениям КоАП РФ, представляется необходимым вести речь о внесении дополнений в ст. 28.8 КоАП РФ, предусмотрев, что при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрение которого отнесено к компетенции другого органа, выносится определение о передаче материалов дела по подведомственности (если дело подлежит рассмотрению органом публичной администрации) или по подсудности (если дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции).
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Наряду с этим на основании ст. 28.8 КоАП РФ дело об административном правонарушении (протокол об административном правонарушении и процессуально оформленные доказательства по делу) может быть направлено на рассмотрение в суд тем органом публичной администрации, который не уполномочен рассматривать дело, отнесенное к исключительной компетенции суда (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Учитывая то обстоятельство, что в ст. 28.8 КоАП РФ процессуальная форма направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение в уполномоченный орган или в суд общей юрисдикции не определена, а анализ содержания утвержденных нормативно-правовыми актами публичной администрации образцов процессуальных определений свидетельствует о несоответствии положениям КоАП РФ, представляется необходимым вести речь о внесении дополнений в ст. 28.8 КоАП РФ, предусмотрев, что при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрение которого отнесено к компетенции другого органа, выносится определение о передаче материалов дела по подведомственности (если дело подлежит рассмотрению органом публичной администрации) или по подсудности (если дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции).
Статья: О необходимости внесения изменений в Перечень должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 265-ФЗ внесены дополнения в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.5.1 КоАП РФ.
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 265-ФЗ внесены дополнения в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.5.1 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (часть 1 статьи 22.3 КоАП РФ).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (часть 1 статьи 22.3 КоАП РФ).
"Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.06.2018)3) внесение исправлений либо дополнений в протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и без его извещения о данном факте; отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сведений, подтверждающих направление лицу, в отношении которого возбуждено дело, копии протокола об административном правонарушении с внесенными в него исправлениями;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.06.2018)3) внесение исправлений либо дополнений в протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и без его извещения о данном факте; отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сведений, подтверждающих направление лицу, в отношении которого возбуждено дело, копии протокола об административном правонарушении с внесенными в него исправлениями;
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Значительные изменения предлагается внести в ст. 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении", которая дополняется ч. 1.2 - 1.5.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Значительные изменения предлагается внести в ст. 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении", которая дополняется ч. 1.2 - 1.5.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ) (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ) (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)).
Статья: К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Таким образом, если лицо проникнет на охраняемый в установленном порядке объект федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы вправе будут составлять протоколы об административных правонарушениях с последующей передачей правонарушителя в органы внутренних дел.
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Таким образом, если лицо проникнет на охраняемый в установленном порядке объект федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы вправе будут составлять протоколы об административных правонарушениях с последующей передачей правонарушителя в органы внутренних дел.
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.