Виды дисциплинарных взысканий сотрудников полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды дисциплинарных взысканий сотрудников полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе заключению по результатам служебной проверки и установленным в ходе ее проведения фактам, и пришел к выводу о совершении Л. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а также о том, что процедура проведения служебной проверки в отношении Л. и ее увольнения со службы соблюдена, в связи с чем, признал правомерным применение к ней дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы на основании п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88-16325/2024 (УИД 51RS0001-01-2022-006474-09)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О восстановлении на работе; 2) О признании незаконным увольнения по специальным основаниям; 3) О признании результатов служебной проверки.
Обстоятельства: Истец уволен из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в недостойном противоправном поведении, нанесшем ущерб репутации, авторитету органов внутренних дел и государственной власти.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Признавая процедуру проведения служебной проверки и составления заключения по ее результатам соответствующей положениям Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности факта и установления обстоятельств совершения истцом дисциплинарного проступка, вины истца, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником полиции проступка, характера и размера вреда, обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, пришел к выводу, что В.А. совершены действия, нарушающие профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника органов внутренних дел, закрепленные положениями нормативных правовых актов, наносящие ущерб деловой репутации сотрудника и авторитету органов внутренних дел, соответствии тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка виду дисциплинарного взыскания. Истцу, как сотруднику органов внутренних дел, в силу характера осуществляемой службы должно было быть известно о недопустимости действий, совершенных им.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О восстановлении на работе; 2) О признании незаконным увольнения по специальным основаниям; 3) О признании результатов служебной проверки.
Обстоятельства: Истец уволен из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося в недостойном противоправном поведении, нанесшем ущерб репутации, авторитету органов внутренних дел и государственной власти.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Признавая процедуру проведения служебной проверки и составления заключения по ее результатам соответствующей положениям Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности факта и установления обстоятельств совершения истцом дисциплинарного проступка, вины истца, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником полиции проступка, характера и размера вреда, обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, пришел к выводу, что В.А. совершены действия, нарушающие профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника органов внутренних дел, закрепленные положениями нормативных правовых актов, наносящие ущерб деловой репутации сотрудника и авторитету органов внутренних дел, соответствии тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка виду дисциплинарного взыскания. Истцу, как сотруднику органов внутренних дел, в силу характера осуществляемой службы должно было быть известно о недопустимости действий, совершенных им.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Однако с какой же целью вводятся законодателем составы грубых дисциплинарных проступков на государственной службе? Единственным их отличием от прочих является то, что за их совершение предполагается возможность прекращения служебных отношений или наложения наиболее серьезных дисциплинарных взысканий. Например, согласно ч. 5 ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины может применяться такой вид дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 того же Закона за совершение грубого дисциплинарного проступка сотрудник может быть уволен. Однако парадоксальным образом Закон о службе в органах внутренних дел не устанавливает обязанности руководителя привлечь сотрудника органа внутренних дел к ответственности, относя решение этого вопроса к его полному усмотрению. Между тем в соответствии с эпиграфом к данной работе следовало более заботиться не о тяжести, а о неотвратимости взыскания.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Федеральном законе N 342-ФЗ также упоминается о смягчении дисциплинарной ответственности сотрудников, но применительно только к коррупционным правонарушениям. Руководитель ОВД может при малозначительности совершенного сотрудником коррупционного правонарушения наложить на последнего дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Вот это непонятно. Может ли грубое дисциплинарное правонарушение быть незначительным? По нашему мнению, такого быть не может! Указанный казус стал возможным ввиду отсутствия легального определения критериев малозначительности дисциплинарного проступка.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Федеральном законе N 342-ФЗ также упоминается о смягчении дисциплинарной ответственности сотрудников, но применительно только к коррупционным правонарушениям. Руководитель ОВД может при малозначительности совершенного сотрудником коррупционного правонарушения наложить на последнего дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора. Вот это непонятно. Может ли грубое дисциплинарное правонарушение быть незначительным? По нашему мнению, такого быть не может! Указанный казус стал возможным ввиду отсутствия легального определения критериев малозначительности дисциплинарного проступка.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 данного федерального закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 данного федерального закона.
Статья: Принимаем меры к недисциплинированным работникам
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Нельзя штрафовать работников за недобросовестное выполнение обязанностей, применять иные виды взысканий, кроме установленных указанными нормативными правовыми актами.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Нельзя штрафовать работников за недобросовестное выполнение обязанностей, применять иные виды взысканий, кроме установленных указанными нормативными правовыми актами.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Обобщая вопрос о соотношении нормативного регулирования дисциплинарных отношений в системе органов внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, хочется задать вопрос: насколько целесообразно дублирование видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных в ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" и в ст. 33 Дисциплинарного устава ОВД РФ? В белорусском законодательстве такое дублирование отсутствует.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Обобщая вопрос о соотношении нормативного регулирования дисциплинарных отношений в системе органов внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, хочется задать вопрос: насколько целесообразно дублирование видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных в ст. 50 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" и в ст. 33 Дисциплинарного устава ОВД РФ? В белорусском законодательстве такое дублирование отсутствует.
Статья: Служебная дисциплина государственного инспектора
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Нормативные дефиниции служебной дисциплины показывают приверженность законодателя к сохранению традиционного подхода к регламентации деятельности государственных служащих, результатом которого стали: забюрократизированность процесса реализации функции контроля (надзора); распыленность норм, имеющих отношение к оценке дисциплинированности служащего, по разнообразным актам разной юридической силы, приводящая в условиях ограниченного набора видов дисциплинарных взысканий к проблеме соразмерности при выборе вида и определении меры дисциплинарной ответственности совершенному проступку; излишняя административная опека служебной деятельности своих подчиненных.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Нормативные дефиниции служебной дисциплины показывают приверженность законодателя к сохранению традиционного подхода к регламентации деятельности государственных служащих, результатом которого стали: забюрократизированность процесса реализации функции контроля (надзора); распыленность норм, имеющих отношение к оценке дисциплинированности служащего, по разнообразным актам разной юридической силы, приводящая в условиях ограниченного набора видов дисциплинарных взысканий к проблеме соразмерности при выборе вида и определении меры дисциплинарной ответственности совершенному проступку; излишняя административная опека служебной деятельности своих подчиненных.
Вопрос: Какой датой можно уволить работника, долго отсутствовавшего на работе без уважительных причин?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, прежде чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия по увольнению работника, работодателю необходимо предпринять меры, чтобы выяснить причины отсутствия сотрудника на рабочем месте (например, направить заказное письмо с уведомлением о вручении по последнему известному адресу работника с просьбой объяснить причины отсутствия на работе, выехать на место проживания сотрудника, по возможности пообщаться с супругом, родственниками и соседями для выяснения причин отсутствия работника, сообщить в орган внутренних дел) (Письмо Роструда от 04.12.2020 N ПГ/56975-6-1).
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, прежде чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия по увольнению работника, работодателю необходимо предпринять меры, чтобы выяснить причины отсутствия сотрудника на рабочем месте (например, направить заказное письмо с уведомлением о вручении по последнему известному адресу работника с просьбой объяснить причины отсутствия на работе, выехать на место проживания сотрудника, по возможности пообщаться с супругом, родственниками и соседями для выяснения причин отсутствия работника, сообщить в орган внутренних дел) (Письмо Роструда от 04.12.2020 N ПГ/56975-6-1).
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Нужно сказать, что распределительная система организации дисциплинарной власти характерна не только для военной службы. Так, согласно ст. 51 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" председатель Следственного комитета имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета все виды дисциплинарных взысканий, в то же время полномочия руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета определяет Председатель Следственного комитета <12>.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Нужно сказать, что распределительная система организации дисциплинарной власти характерна не только для военной службы. Так, согласно ст. 51 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" председатель Следственного комитета имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета все виды дисциплинарных взысканий, в то же время полномочия руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета определяет Председатель Следственного комитета <12>.
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)3. На основании того, что законодателем в ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> разграничивается деятельность по "наложению, исполнению и обжалованию дисциплинарных взысканий, их учету", отражение в личном деле сотрудника органов внутренних дел факта наложения и снятия (отмены) дисциплинарного взыскания является элементом процедуры его учета, а не отдельным этапом стадии его исполнения. Эти же положения относятся и к иным видам государственной службы.
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)3. На основании того, что законодателем в ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> разграничивается деятельность по "наложению, исполнению и обжалованию дисциплинарных взысканий, их учету", отражение в личном деле сотрудника органов внутренних дел факта наложения и снятия (отмены) дисциплинарного взыскания является элементом процедуры его учета, а не отдельным этапом стадии его исполнения. Эти же положения относятся и к иным видам государственной службы.