Входит ли период безработицы в страховой стаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Входит ли период безработицы в страховой стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Размеры страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""Приходя к выводу о необоснованности требований истца в отношении периодов, в которые он состоял на учете в Центре занятости населения и получал пособие по безработице, суд отметил, что они включены в страховой стаж истца при назначении пенсии как "иные периоды" (не страховые), данные периоды учтены пенсионным органом для определения права истца на пенсию. Вместе с тем при расчете пенсии, назначенной по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, данные периоды не учтены, поскольку страховые взносы за них не вносились. В свою очередь, учет указанных периодов при исчислении пенсии возможен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, однако указанный вариант исчисления размера пенсии для истца является невыгодным."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11 "Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода прохождения истцом военной службы с 4 августа 1979 г. по 4 мая 1988 г., периода получения пособия по безработице с 7 августа 2018 г. по 6 августа 2019 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1.2 статьи 8, статьями 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о правомерности решения ОПФР по Алтайскому краю об отказе во включении спорных периодов в страховой стаж истца и отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что оснований для включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы истца в Советской Армии, периода получения пособия по безработице не имеется, без учета данных периодов продолжительность страхового стажа истца недостаточна для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лицам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лицам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Ситуация: Как сокращаемому работнику досрочно выйти на пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, период осуществления которой включается в страховой стаж, выплата пенсии безработным гражданам прекращается. После прекращения этой работы (деятельности) выплата пенсии возобновляется (ч. 10 ст. 51 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, период осуществления которой включается в страховой стаж, выплата пенсии безработным гражданам прекращается. После прекращения этой работы (деятельности) выплата пенсии возобновляется (ч. 10 ст. 51 Закона N 565-ФЗ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2024 N 32-П
"По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В. Кузнецова"Данный подход согласуется с признанием социальной значимости деятельности по уходу за определенными категориями нетрудоспособных граждан, которая традиционно учитывается законодателем в сфере социальной защиты, в частности, при определении периодов, засчитываемых в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
"По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В. Кузнецова"Данный подход согласуется с признанием социальной значимости деятельности по уходу за определенными категориями нетрудоспособных граждан, которая традиционно учитывается законодателем в сфере социальной защиты, в частности, при определении периодов, засчитываемых в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год страхового стажа, превышающего страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год страхового стажа, превышающего страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Статья: Комментарий к Письму Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 26.06.2025 N 19-20/33470 <Нужно ли включать в подраздел 1.2 ЕФС-1 работников, которые отсутствуют на работе по невыясненным причинам?>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- имели период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости населения в другую местность для трудоустройства;
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- имели период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости населения в другую местность для трудоустройства;
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)При отсутствии прямо выраженных ограничений в национальном законодательстве положения международных договоров территориального типа (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) позволяют органам страховщика засчитывать в страховой стаж имевшие место в государствах - участниках таких договоров периоды получения социально-страховых пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, период получения пособия по безработице, а также периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за гражданином, достигшим 80-летнего возраста <19>. Как видим, зачет в страховой стаж двух последних периодов, с точки зрения органов страховщика, становится возможным только при наличии международного договора, что, как было продемонстрировано при обсуждении российского законодательства, de lege lata не является единственно возможным вариантом толкования релевантных правовых норм. Положения применяемых в России международных договоров формально открывают путь и к зачету в страховой стаж периодов, связанных с незаконным (необоснованным) уголовным преследованием на территории государств - участников таких договоров. Данный подход с учетом особенностей правовой природы указанных периодов может показаться алогичным, однако отсутствие в российском законодательстве прямо выраженных ограничений не позволяет считать его категорически недопустимым.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)При отсутствии прямо выраженных ограничений в национальном законодательстве положения международных договоров территориального типа (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) позволяют органам страховщика засчитывать в страховой стаж имевшие место в государствах - участниках таких договоров периоды получения социально-страховых пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, период получения пособия по безработице, а также периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за гражданином, достигшим 80-летнего возраста <19>. Как видим, зачет в страховой стаж двух последних периодов, с точки зрения органов страховщика, становится возможным только при наличии международного договора, что, как было продемонстрировано при обсуждении российского законодательства, de lege lata не является единственно возможным вариантом толкования релевантных правовых норм. Положения применяемых в России международных договоров формально открывают путь и к зачету в страховой стаж периодов, связанных с незаконным (необоснованным) уголовным преследованием на территории государств - участников таких договоров. Данный подход с учетом особенностей правовой природы указанных периодов может показаться алогичным, однако отсутствие в российском законодательстве прямо выраженных ограничений не позволяет считать его категорически недопустимым.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)2) для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на 2 недели за каждый год работы сверх указанного страхового стажа, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)2) для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на 2 недели за каждый год работы сверх указанного страхового стажа, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Ситуация: Какие нестраховые периоды учитываются при назначении пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При назначении страховой пенсии учитываются периоды прохождения военной службы, получения пособия по временной нетрудоспособности и пособия по безработице, ухода за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом и иные нестраховые периоды.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При назначении страховой пенсии учитываются периоды прохождения военной службы, получения пособия по временной нетрудоспособности и пособия по безработице, ухода за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом и иные нестраховые периоды.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для лиц предпенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для безработных граждан предпенсионного возраста, как правило, увеличен период выплаты пособия по безработице. В общем случае для граждан, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, он составляет не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для безработных граждан предпенсионного возраста, как правило, увеличен период выплаты пособия по безработице. В общем случае для граждан, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, он составляет не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Статья: Как учитывать период военной службы в страховом стаже работника
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Наравне с указанными трудовыми периодами, в страховой стаж засчитывается целый ряд так называемых нестраховых периодов:
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Наравне с указанными трудовыми периодами, в страховой стаж засчитывается целый ряд так называемых нестраховых периодов:
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год страхового стажа сверх указанного, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год страхового стажа сверх указанного, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Статья: Категория социального риска и риск-ориентированный подход к правовому регулированию социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Таким образом, основание социального обеспечения всегда предполагает наличие ситуации социального риска, которая характеризуется также соблюдением предусмотренных законом условий предоставления социальных выплат, благ или услуг. При отсутствии таких условий наличие социально-рисковой ситуации не сопряжено с возникновением основания социального обеспечения. Например, гражданин, достигший пенсионного возраста и формально являющийся нетрудоспособным, но не имеющий необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, даже при отсутствии источника дохода не может претендовать на страховую пенсию по старости. Равным образом и нормативно установленная продолжительность предоставления отдельных видов социального обеспечения может не совпадать с периодом существования социально-рисковой ситуации, что может иметь место, например, при выплате пособия по безработице.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Таким образом, основание социального обеспечения всегда предполагает наличие ситуации социального риска, которая характеризуется также соблюдением предусмотренных законом условий предоставления социальных выплат, благ или услуг. При отсутствии таких условий наличие социально-рисковой ситуации не сопряжено с возникновением основания социального обеспечения. Например, гражданин, достигший пенсионного возраста и формально являющийся нетрудоспособным, но не имеющий необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, даже при отсутствии источника дохода не может претендовать на страховую пенсию по старости. Равным образом и нормативно установленная продолжительность предоставления отдельных видов социального обеспечения может не совпадать с периодом существования социально-рисковой ситуации, что может иметь место, например, при выплате пособия по безработице.