В каких случаях можно увеличить объем работ по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях можно увеличить объем работ по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Аудиозапись как доказательство в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... установили, что стороны согласовали цену работ в пункте 2.1 контракта; увеличение объема работ могло быть произведено только путем заключения дополнительного соглашения, с соблюдением установленной процедуры и согласия учреждения (пункты 14.1 и 14.6 контракта).
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... установили, что стороны согласовали цену работ в пункте 2.1 контракта; увеличение объема работ могло быть произведено только путем заключения дополнительного соглашения, с соблюдением установленной процедуры и согласия учреждения (пункты 14.1 и 14.6 контракта).
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Увеличение стоимости услуг исполнителем
(КонсультантПлюс, 2025)...суды правомерно указали на то, что надлежащих и относимых доказательств, подтверждающих увеличение объема работ в рамках... контракта [на выполнение СМР - ред.]... и, как следствие, увеличение объема оказываемых им в рамках спорного контракта услуг, истцом в материалы дела не представлено.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды правомерно указали на то, что надлежащих и относимых доказательств, подтверждающих увеличение объема работ в рамках... контракта [на выполнение СМР - ред.]... и, как следствие, увеличение объема оказываемых им в рамках спорного контракта услуг, истцом в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете увеличить объем работ по собственной инициативе либо на основании решения органа госвласти или местной администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете увеличить объем работ по собственной инициативе либо на основании решения органа госвласти или местной администрации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838
"Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663"1. Установить, что в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
"Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663"1. Установить, что в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Статья: Значительный рост объема работ - повод для расторжения госконтракта
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)- выполнение увеличенного спорного объема работ за установленную контрактом стоимость является существенным изменением обстоятельств, поскольку, если бы организация могла предвидеть необходимость выполнения дополнительного объема работ за установленную контрактом стоимость, он не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях;
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)- выполнение увеличенного спорного объема работ за установленную контрактом стоимость является существенным изменением обстоятельств, поскольку, если бы организация могла предвидеть необходимость выполнения дополнительного объема работ за установленную контрактом стоимость, он не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях;
Статья: Фиктивное трудоустройство: риски сторон
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Похожая ситуация сложилась в другой компании. В связи с подписанием контрактов увеличился объем работы и на должность помощника юриста была принята сотрудница, которая через несколько месяцев ушла в декрет. Кроме документального подтверждения реальности трудовых отношений, работодатель представил судебные акты, где указано, что в судебных заседаниях представителем от компании, на основании выданной доверенности, указана эта сотрудница. Доводы ФСС РФ не убедили суд в обратном (см. Постановление Третьего ААС от 16.04.2021 по делу N А33-26554/2020, Постановление Третьего ААС от 24.12.2020 по делу N А33-1776/2020, Постановление Третьего ААС от 26.06.2020 по делу N А33-35447/2019).
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Похожая ситуация сложилась в другой компании. В связи с подписанием контрактов увеличился объем работы и на должность помощника юриста была принята сотрудница, которая через несколько месяцев ушла в декрет. Кроме документального подтверждения реальности трудовых отношений, работодатель представил судебные акты, где указано, что в судебных заседаниях представителем от компании, на основании выданной доверенности, указана эта сотрудница. Доводы ФСС РФ не убедили суд в обратном (см. Постановление Третьего ААС от 16.04.2021 по делу N А33-26554/2020, Постановление Третьего ААС от 24.12.2020 по делу N А33-1776/2020, Постановление Третьего ААС от 26.06.2020 по делу N А33-35447/2019).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Более того, ситуацию еще больше скрепляют рамки ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой объем работ и цена контракта не могут быть изменены более чем на 10%. Вместе с тем ВС РФ выразил позицию, согласно которой увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы <1>. С точки зрения теории не совсем очевидно, относится ли данное разъяснение к дополнительным работам или все же к дополнительному объему. Тем не менее суды применяют его и к тому, и к другому.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Более того, ситуацию еще больше скрепляют рамки ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой объем работ и цена контракта не могут быть изменены более чем на 10%. Вместе с тем ВС РФ выразил позицию, согласно которой увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы <1>. С точки зрения теории не совсем очевидно, относится ли данное разъяснение к дополнительным работам или все же к дополнительному объему. Тем не менее суды применяют его и к тому, и к другому.
Статья: Ликбез по юридической терминологии: правила и способы судебной защиты
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Судебная практика. Между сторонами был заключен муниципальный контракт на ремонт системы водоснабжения. По условиям дополнительного соглашения при сохранении прежней цены контракта объем (виды) работ увеличился более чем на 10%, а это противоречит требованиям ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). ООО обратилось к муниципальному казенному учреждению с иском о признании дополнительного соглашения к муниципальному контракту недействительным (ничтожной сделкой), применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возмещения стоимости выполненных работ. Ответчик (заказчик) указал, что считает претензию не подлежащей удовлетворению ввиду того, что такое решение принято по соглашению сторон.
(Полетаева А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Судебная практика. Между сторонами был заключен муниципальный контракт на ремонт системы водоснабжения. По условиям дополнительного соглашения при сохранении прежней цены контракта объем (виды) работ увеличился более чем на 10%, а это противоречит требованиям ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). ООО обратилось к муниципальному казенному учреждению с иском о признании дополнительного соглашения к муниципальному контракту недействительным (ничтожной сделкой), применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возмещения стоимости выполненных работ. Ответчик (заказчик) указал, что считает претензию не подлежащей удовлетворению ввиду того, что такое решение принято по соглашению сторон.