Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем

Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 15.07.2020 N 33а-209/2020
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании действий по определению формы жилищного обеспечения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что решение о предоставлении административному истцу и членам его семьи жилищной субсидии не принималось. Административный истец полагал, что нарушено право его и членов семьи на выбор формы жилищного обеспечения.
Решение: Удовлетворено в части.
Непосредственному предоставлению военнослужащим в собственность жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства предшествует необходимость исполнения требований, установленных Порядком организации деятельности по предоставлению военнослужащим-гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 года N 20. К тому же в последующем не исключается возникновение обстоятельств, с которыми закон связывает возможность изменения избранной военнослужащим формы его жилищного обеспечения. В силу этого не имеется оснований для возложения на должностных лиц обязанности предоставления административному истцу жилья в собственность по избранному месту жительства.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 08.07.2020 N 33а-203/2020
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании решений в жилищной сфере.
Обстоятельства: Оспариваемым решением жилищной комиссии истец и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что члены семьи истца совместно с ним не проживают, а сам он произвел отчуждение жилого помещения, предоставленного в собственность в порядке приватизации.
Решение: Отказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административный истец без его согласия не мог быть снят с учета в качестве нуждающихся вжилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по последнему перед увольнением месту военной службы несостоятельны. Как следует из содержания этой правовой нормы, данная гарантия распространяется лишь на граждан, необеспеченных на момент увольнения своенной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, аПопадюк к числу таковых в силу приведенных обстоятельств не относится. Прекращение с административным истцом военно-служебных отношений не является препятствием для принятия жилищной комиссией решения о снятии его и членов семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Увольнение военнослужащих. Анализ важных споров
(Сиражетдинова О.)
("Трудовое право", 2020, N 2)
Одним из актуальных вопросов является обеспечение жилищных прав лиц, уволенных с военной службы. Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Кассационном определении от 18 августа 2016 г. N 210-КГ16-17, толкуя положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указала, что Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы. Высшая судебная инстанция сделала следующий вывод: закон (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) устанавливает запрет на увольнение граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном государственном органе, а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено. Кроме того, данное положение Закона подлежит применению в зависимости от уровня обеспеченности военнослужащего жильем. Гарантированное сохранение за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения его жильем в установленных Законом формах и порядке является достаточным основанием для исключения лица, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что непредоставление бывшему военнослужащему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не является препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части. По другому делу об оспаривании бывшим военнослужащим приказа об исключении его из списков личного состава до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (Кассационное определение от 1 октября 2015 г. N 208-КГ15-6) подтвердила устоявшуюся в судебной практике позицию о том, что непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас. Судам необходимо установить возможность проживания военнослужащего в занимаемом жилом помещении. Данная рекомендация ранее была выражена в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуе военнослужащих", согласно которому при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Гарантии сохранения за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения жильем по избранному месту жительства, выражающиеся в том, что данное помещение никому не перераспределялось, в него никто не вселялся и гражданину, уволенному в запас, предложено занять данное жилье, свидетельствуют о соблюдении командованием жилищных прав бывшего военнослужащего. Сдача гражданином, уволенным с военной службы, служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку Закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Таким образом, судам необходимо определять, предполагает ли увольнение с военной службы необходимость освобождения гражданином занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об увольнении с военной службы военнослужащего, признанного не годным к ней по состоянию здоровья и не обеспеченного жилым помещением
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 2)
1) для реализации подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", соблюдения интересов военной службы и возникновения у военнослужащего права на получение жилого помещения - издавать приказ уполномоченного руководителя органа военного управления об увольнении военнослужащего с военной службы, не дожидаясь обеспечения жилым помещением (без издания приказа об исключении из списков личного состава воинской части);

Нормативные акты: Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)
Сдача А. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"
При разрешении споров о правомерности нахождения военнослужащего на военной службе после истечения срока контракта судам следует исходить из того, что если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением, то при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.) такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище. При совершении в указанный период правонарушения такой военнослужащий в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.