Увольнение муниципального служащего по соглашению сторон
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение муниципального служащего по соглашению сторон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Оформление кадровых документов на государственной (муниципальной) службе. Общие формы
(КонсультантПлюс, 2025)9.8. Трудовая книжка. Увольнение государственного (муниципального) служащего по соглашению сторон (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)9.8. Трудовая книжка. Увольнение государственного (муниципального) служащего по соглашению сторон (образец заполнения)
Форма: Трудовой договор (контракт) с муниципальным служащим
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)истечение срока Трудового договора (ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из Сторон не потребовала их прекращения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)истечение срока Трудового договора (ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из Сторон не потребовала их прекращения;
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста признается законным, если на момент увольнения он достиг 65 лет и соглашение между сторонами о продлении срока его службы не достигнуто (в том числе если после достижения предельного возраста он был восстановлен на работе по решению суда в связи с отменой распоряжения об увольнении в связи с сокращением штата)
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста признается законным, если на момент увольнения он достиг 65 лет и соглашение между сторонами о продлении срока его службы не достигнуто (в том числе если после достижения предельного возраста он был восстановлен на работе по решению суда в связи с отменой распоряжения об увольнении в связи с сокращением штата)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Казенное учреждение (администрация) увольняет муниципального служащего по соглашению сторон. Вправе ли администрация осуществить ему дополнительную выплату на случай увольнения по соглашению сторон?
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 12
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами. Трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, комментируемой статьей не устанавливается каких-либо ограничений на расторжение трудового договора по данному основанию. Соглашение сторон отражает договорный характер трудовых отношений, для расторжения трудового договора недостаточно только желания муниципального служащего или представителя нанимателя, необходимо обоюдное волеизъявление сторон трудового договора на прекращение служебных отношений. По соглашению сторон трудовой договор прекращается в срок, определенный его сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания расторжения трудового договора возможно лишь при взаимном согласии работника и работодателя (Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами. Трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, комментируемой статьей не устанавливается каких-либо ограничений на расторжение трудового договора по данному основанию. Соглашение сторон отражает договорный характер трудовых отношений, для расторжения трудового договора недостаточно только желания муниципального служащего или представителя нанимателя, необходимо обоюдное волеизъявление сторон трудового договора на прекращение служебных отношений. По соглашению сторон трудовой договор прекращается в срок, определенный его сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания расторжения трудового договора возможно лишь при взаимном согласии работника и работодателя (Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
Нормативные акты
Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 09.12.2019 N 4/50
(ред. от 06.02.2025)
"Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Клин"7. При увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (соглашение сторон), пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), пунктом 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию), пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия в другой орган местного самоуправления городского округа Клин, орган администрации городского округа Клин, наделенный правами юридического лица, в муниципальный орган городского округа Клин, в муниципальное казенное учреждение городского округа Клин либо переход на выборную работу (должность), а также пунктами 1, 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, и пунктами 1, 2, 5, 6, 7, 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации удержание указанных средств не производится.
(ред. от 06.02.2025)
"Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Клин"7. При увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (соглашение сторон), пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), пунктом 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию), пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия в другой орган местного самоуправления городского округа Клин, орган администрации городского округа Клин, наделенный правами юридического лица, в муниципальный орган городского округа Клин, в муниципальное казенное учреждение городского округа Клин либо переход на выборную работу (должность), а также пунктами 1, 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, и пунктами 1, 2, 5, 6, 7, 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации удержание указанных средств не производится.
Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 25.01.2018 N 362/23
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области"При увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (соглашение сторон), пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), пунктом 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию), пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия в другой орган местного самоуправления городского округа Красногорск, орган администрации городского округа Красногорск, наделенный правами юридического лица, в муниципальное казенное учреждение городского округа Красногорск либо переход на выборную работу (должность), а также пунктами 1, 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, и пунктами 1, 2, 5, 6, 7, 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации удержание указанных средств не производится.
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области"При увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (соглашение сторон), пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора), пунктом 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию), пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия в другой орган местного самоуправления городского округа Красногорск, орган администрации городского округа Красногорск, наделенный правами юридического лица, в муниципальное казенное учреждение городского округа Красногорск либо переход на выборную работу (должность), а также пунктами 1, 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, и пунктами 1, 2, 5, 6, 7, 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации удержание указанных средств не производится.
"Проблемы совершенствования муниципальной службы в России"
(Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)<203> Именно на эти нормы должна быть сделана ссылка в приказе об увольнении и трудовой книжке.
(Братановский С.Н., Епифанов А.Е., Санеев В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)<203> Именно на эти нормы должна быть сделана ссылка в приказе об увольнении и трудовой книжке.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
(постатейный)
(Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
(постатейный)
(Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
Вопрос: Организация планирует предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы по его просьбе. Есть ли ограничения по максимальной продолжительности такого отпуска? Можно ли уволить работника, находящегося в таком отпуске?
(Консультация эксперта, 2012)Ответ: Максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы законом не ограничивается, за исключением специально предусмотренных законодательством случаев (например, в отношении гражданских государственных/муниципальных служащих).
(Консультация эксперта, 2012)Ответ: Максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы законом не ограничивается, за исключением специально предусмотренных законодательством случаев (например, в отношении гражданских государственных/муниципальных служащих).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Прекращение трудового договора на муниципальной службе не всегда означает увольнение муниципального служащего. Например, при окончании срока срочного трудового договора с муниципальным служащим может быть заключен другой договор.
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Прекращение трудового договора на муниципальной службе не всегда означает увольнение муниципального служащего. Например, при окончании срока срочного трудового договора с муниципальным служащим может быть заключен другой договор.
Вопрос: В трудовом договоре с муниципальным служащим предусмотрена дополнительная денежная компенсация на случай увольнения по соглашению сторон. Правомерен ли отказ администрации в ее выплате в случае увольнения по данному основанию?
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5)"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5)"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Необходимо отметить, что в тексте настоящей статьи законодатель использует понятие "расторжение трудового договора", а не "прекращение трудового договора", между тем указанные термины четко разграничены в ТК РФ: расторжение трудового договора - один из видов его прекращения. Так, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), по инициативе работодателя (ст. 71, 81 ТК РФ) либо по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ).
(постатейный)
(Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Необходимо отметить, что в тексте настоящей статьи законодатель использует понятие "расторжение трудового договора", а не "прекращение трудового договора", между тем указанные термины четко разграничены в ТК РФ: расторжение трудового договора - один из видов его прекращения. Так, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), по инициативе работодателя (ст. 71, 81 ТК РФ) либо по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ).
Статья: Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 12; 2006, NN 1, 2)В законопроекте также определяются основания и последствия расторжения (прекращения) служебного договора и увольнения с муниципальной службы по соглашению сторон, по инициативе представителя нанимателя, по инициативе муниципального служащего.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2005, N 12; 2006, NN 1, 2)В законопроекте также определяются основания и последствия расторжения (прекращения) служебного договора и увольнения с муниципальной службы по соглашению сторон, по инициативе представителя нанимателя, по инициативе муниципального служащего.
"Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика"
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. Г.Н. Комковой)
("Научная книга", 2008)4. Формирование континентальной модели государственной службы в Российской Федерации требует усложнения процедуры порядка увольнения государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя. В данном случае речь идет в основном о создании дополнительных гарантий для служащих. Как представляется, о любом случае увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя должен заранее ставиться в известность компетентный государственный или муниципальный орган по управлению государственной или муниципальной службой (в случае отсутствия такие органы должны быть созданы). При этом государственный или муниципальный служащий должен быть наделен правом обратиться в такой орган с требованием провести проверку обоснованности увольнения (в установленные законодательством сроки). До окончания проверки служебные отношения с ним прекращены быть не могут. Государственным и муниципальным служащим также должно быть предоставлено право обращения в эти органы и при увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон в случаях, когда заявления об увольнении были ими написаны под давлением непосредственного руководства. При увольнении по инициативе представителя нанимателя (кроме случаев увольнения по виновным основаниям) служащим должна выплачиваться денежная компенсация, размер которой должен быть прямо пропорционален стажу государственной или муниципальной службы.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. Г.Н. Комковой)
("Научная книга", 2008)4. Формирование континентальной модели государственной службы в Российской Федерации требует усложнения процедуры порядка увольнения государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя. В данном случае речь идет в основном о создании дополнительных гарантий для служащих. Как представляется, о любом случае увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя должен заранее ставиться в известность компетентный государственный или муниципальный орган по управлению государственной или муниципальной службой (в случае отсутствия такие органы должны быть созданы). При этом государственный или муниципальный служащий должен быть наделен правом обратиться в такой орган с требованием провести проверку обоснованности увольнения (в установленные законодательством сроки). До окончания проверки служебные отношения с ним прекращены быть не могут. Государственным и муниципальным служащим также должно быть предоставлено право обращения в эти органы и при увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон в случаях, когда заявления об увольнении были ими написаны под давлением непосредственного руководства. При увольнении по инициативе представителя нанимателя (кроме случаев увольнения по виновным основаниям) служащим должна выплачиваться денежная компенсация, размер которой должен быть прямо пропорционален стажу государственной или муниципальной службы.
"Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Борзунова О.А., Краснов Ю.К.)
("Юстицинформ", 2007)Комментируемая статья устанавливает основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. В ней содержится отсылочная норма к Трудовому кодексу РФ, который применяется в дополнительном порядке к комментируемой статье.
(постатейный)
(Борзунова О.А., Краснов Ю.К.)
("Юстицинформ", 2007)Комментируемая статья устанавливает основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. В ней содержится отсылочная норма к Трудовому кодексу РФ, который применяется в дополнительном порядке к комментируемой статье.
Статья: Проблемы расторжения контракта с главой местной администрации: пределы применимости трудового законодательства
(Никандров В.Г.)
("Трудовое право", 2011, N 3)Вместе с тем в судебной практике существуют примеры и иного подхода к решению данной проблемы. После принятия Закона о муниципальной службе суды стали признавать обоснованность расторжения трудового договора с главой местной администрации на основании в том числе положений Трудового кодекса. Так, глава администрации обратилась с иском в Печорский районный суд о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда. По мнению истца, полномочия главы администрации могли быть досрочно прекращены либо по собственному желанию, либо по соглашению сторон, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд отказал в иске, отметив, что п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым законодательством. Каких-либо исключений по должностям муниципальной службы норма не содержит. Пункт 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность увольнения работника в качестве меры дисциплинарной ответственности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Таким образом, порядок наложения дисциплинарного взыскания на главу администрации ГП "Печоры" нарушен не был. Псковский областной суд, проверяя решение Печорского районного суда по кассационной жалобе истца, также признал данный вывод верным. Таким образом, вступившим в силу решением Печорского районного суда установлено, что практика привлечения главы администрации муниципального образования к дисциплинарной ответственности в виде увольнения является легальной, не противоречащей действующему законодательству <6>.
(Никандров В.Г.)
("Трудовое право", 2011, N 3)Вместе с тем в судебной практике существуют примеры и иного подхода к решению данной проблемы. После принятия Закона о муниципальной службе суды стали признавать обоснованность расторжения трудового договора с главой местной администрации на основании в том числе положений Трудового кодекса. Так, глава администрации обратилась с иском в Печорский районный суд о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда. По мнению истца, полномочия главы администрации могли быть досрочно прекращены либо по собственному желанию, либо по соглашению сторон, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Суд отказал в иске, отметив, что п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым законодательством. Каких-либо исключений по должностям муниципальной службы норма не содержит. Пункт 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность увольнения работника в качестве меры дисциплинарной ответственности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Таким образом, порядок наложения дисциплинарного взыскания на главу администрации ГП "Печоры" нарушен не был. Псковский областной суд, проверяя решение Печорского районного суда по кассационной жалобе истца, также признал данный вывод верным. Таким образом, вступившим в силу решением Печорского районного суда установлено, что практика привлечения главы администрации муниципального образования к дисциплинарной ответственности в виде увольнения является легальной, не противоречащей действующему законодательству <6>.