Уведомление о конфликте интересов на государственной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о конфликте интересов на государственной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как осуществляется проверка наличия конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как осуществляется проверка наличия конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, Приказом Минсельхоза России от 11.04.2016 N 137 утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <15>; Приказом ФСО России от 09.04.2019 N 45 утвержден Порядок уведомления военнослужащими органов государственной охраны и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы охраны Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <16>; Приказом Минобрнауки России от 20.11.2018 N 63н утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <17> и т.д.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, Приказом Минсельхоза России от 11.04.2016 N 137 утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <15>; Приказом ФСО России от 09.04.2019 N 45 утвержден Порядок уведомления военнослужащими органов государственной охраны и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы охраны Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <16>; Приказом Минобрнауки России от 20.11.2018 N 63н утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения <17> и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Указ Президента РФ от 22.12.2015 N 650
(ред. от 05.08.2024)
"О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов")б) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае президиум рекомендует лицу, представившему уведомление, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. О принятом решении ответственный секретарь президиума уведомляет руководителя федерального государственного органа, в котором проходит службу лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной службы, либо руководителя организации, в которой лицо замещает должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения;
(ред. от 05.08.2024)
"О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов")б) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае президиум рекомендует лицу, представившему уведомление, принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. О принятом решении ответственный секретарь президиума уведомляет руководителя федерального государственного органа, в котором проходит службу лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной службы, либо руководителя организации, в которой лицо замещает должность, указанную в подпункте "а.1" пункта 1 настоящего Положения;
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Служащий должен сообщать о конфликте интересов, декларировать сведения о доходах и имуществе на себя и свою семью, соблюдать ограничения и запреты, связанные с госслужбой.
(КонсультантПлюс, 2025)Служащий должен сообщать о конфликте интересов, декларировать сведения о доходах и имуществе на себя и свою семью, соблюдать ограничения и запреты, связанные с госслужбой.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Правовое регулирование конфликта интересов сотрудника органов внутренних дел осуществляется федеральными законами, к числу которых относятся Закон о службе, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции). Приказом МВД России от 03.05.2017 N 258 утвержден Порядок уведомления о возникшей личной заинтересованности сотрудника в условиях прохождения государственной службы.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Правовое регулирование конфликта интересов сотрудника органов внутренних дел осуществляется федеральными законами, к числу которых относятся Закон о службе, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции). Приказом МВД России от 03.05.2017 N 258 утвержден Порядок уведомления о возникшей личной заинтересованности сотрудника в условиях прохождения государственной службы.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ возлагается обязанность на лиц, замещающих должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. К числу лиц, замещающих должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, согласно п. 3 ст. 11 вышеупомянутого нормативного акта относятся государственные и муниципальные служащие. Таким образом, служащий должен самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Так возникает проблема в том, что такая оценка является субъективной, что зачастую исключает объективное оценивание, а в результате приводит к несвоевременному уведомлению руководителя о конфликте интересов <11>.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ возлагается обязанность на лиц, замещающих должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. К числу лиц, замещающих должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, согласно п. 3 ст. 11 вышеупомянутого нормативного акта относятся государственные и муниципальные служащие. Таким образом, служащий должен самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Так возникает проблема в том, что такая оценка является субъективной, что зачастую исключает объективное оценивание, а в результате приводит к несвоевременному уведомлению руководителя о конфликте интересов <11>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также с учетом действующей редакции ст. 19.29 КоАП РФ и используемого понятийного аппарата в законодательстве о государственной и муниципальной службе, следует отметить и вопросы привлечения к ответственности за факт несообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицом, ранее замещавшим должности - федеральные, субъекта РФ, муниципальные. Указанные лица, как правило, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом президиум Совета по противодействию коррупции рассматривает обращения данных категорий граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и на выполнение в такой организации работы (или оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной службы, а также уведомления о заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора <16>. Аналогичные полномочия коллегиальных органов, осуществляющих функции по предотвращению конфликтов интересов, предусмотрены в субъектах РФ <17>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Также с учетом действующей редакции ст. 19.29 КоАП РФ и используемого понятийного аппарата в законодательстве о государственной и муниципальной службе, следует отметить и вопросы привлечения к ответственности за факт несообщения о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицом, ранее замещавшим должности - федеральные, субъекта РФ, муниципальные. Указанные лица, как правило, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом президиум Совета по противодействию коррупции рассматривает обращения данных категорий граждан о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и на выполнение в такой организации работы (или оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня освобождения от государственной должности или увольнения с государственной службы, а также уведомления о заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора <16>. Аналогичные полномочия коллегиальных органов, осуществляющих функции по предотвращению конфликтов интересов, предусмотрены в субъектах РФ <17>.
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)Государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий, госслужащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий, госслужащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ)).
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) незамедлительно извещать представителя нанимателя путем направления уведомления относительно как фактически имеющего место конфликта интересов, так и такого, возникновение которого возможно потенциально (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ));
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)1) незамедлительно извещать представителя нанимателя путем направления уведомления относительно как фактически имеющего место конфликта интересов, так и такого, возникновение которого возможно потенциально (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ));
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)- госслужащий уведомил о конфликте интересов;
(КонсультантПлюс, 2025)- госслужащий уведомил о конфликте интересов;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.