Установление публичного сервитута в отношении части земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление публичного сервитута в отношении части земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2024 N 88А-12749/2024 (УИД 54RS0031-01-2022-000939-11)
Об оставлении без изменения решения Обского городского суда Новосибирской области от 08.02.2023 и апелляционного определения Новосибирского областного суда от 24.10.2023, которыми было признано недействующим Постановление администрации г. Оби Новосибирской области N 35 от 24.01.2022 "Об установлении публичного сервитута на земельные участки" в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка.Оценивая доводы о необходимости установления публичного сервитута на части земельного участка административного истца с целью прохода к Микрорайону Геодезия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами, в частности, заключением судебной экспертизы N 20-2022, показаниями эксперта ФИО1 опрошенного районным судом в порядке ч. 6 ст. 82 КАС РФ, а также общедоступными сведениями системы 2 ГИС и пояснениями представителей сторон в суде апелляционной инстанции подтверждено, что имеются иные альтернативные проходы, кроме как по земельному участку административного истца (доступы N 2 и 3 по заключению судебного эксперта), отсутствие пешеходного тротуара на ул. Строительная г. Оби, о чем пояснил в суде представитель администрации, не свидетельствует само по себе о наличии оснований для установления публичного сервитута на земельном участке истца с целью прохода по нему жителей города. Доказательств невозможности обустройства тротуара на ул. Строительной ответчиком, как органом местного самоуправления, не представлено.
Об оставлении без изменения решения Обского городского суда Новосибирской области от 08.02.2023 и апелляционного определения Новосибирского областного суда от 24.10.2023, которыми было признано недействующим Постановление администрации г. Оби Новосибирской области N 35 от 24.01.2022 "Об установлении публичного сервитута на земельные участки" в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка.Оценивая доводы о необходимости установления публичного сервитута на части земельного участка административного истца с целью прохода к Микрорайону Геодезия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами, в частности, заключением судебной экспертизы N 20-2022, показаниями эксперта ФИО1 опрошенного районным судом в порядке ч. 6 ст. 82 КАС РФ, а также общедоступными сведениями системы 2 ГИС и пояснениями представителей сторон в суде апелляционной инстанции подтверждено, что имеются иные альтернативные проходы, кроме как по земельному участку административного истца (доступы N 2 и 3 по заключению судебного эксперта), отсутствие пешеходного тротуара на ул. Строительная г. Оби, о чем пояснил в суде представитель администрации, не свидетельствует само по себе о наличии оснований для установления публичного сервитута на земельном участке истца с целью прохода по нему жителей города. Доказательств невозможности обустройства тротуара на ул. Строительной ответчиком, как органом местного самоуправления, не представлено.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2025 N 13АП-1888/2025 по делу N А56-76458/2024
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик незаконно разместил на части участка элементы благоустройства в отсутствие разрешения и соответствующего проекта.
Решение: Удовлетворено в части.К границе земельного участка действительно примыкает земельный участок 78:34:0004009:15, в отношении которого установлен и зарегистрирован публичный сервитут на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 13 апреля 2022 года N 747-рз "Об установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004009:15 по адресу: Санкт-Петербург, Земледельческая улица, дом 3, литера А, находящегося в частной собственности". Обремененная сервитутом часть земельного участка 78:34:0004009:15 выходит на спорную часть земельного участка истца. Однако данный сервитут установлен на основании обращений собственников помещений в МКД и с согласия собственника земельного участка 78:34:0004009:15 для доступа к МКД.
Категория спора: 1) Неосновательное обогащение; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик незаконно разместил на части участка элементы благоустройства в отсутствие разрешения и соответствующего проекта.
Решение: Удовлетворено в части.К границе земельного участка действительно примыкает земельный участок 78:34:0004009:15, в отношении которого установлен и зарегистрирован публичный сервитут на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 13 апреля 2022 года N 747-рз "Об установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004009:15 по адресу: Санкт-Петербург, Земледельческая улица, дом 3, литера А, находящегося в частной собственности". Обремененная сервитутом часть земельного участка 78:34:0004009:15 выходит на спорную часть земельного участка истца. Однако данный сервитут установлен на основании обращений собственников помещений в МКД и с согласия собственника земельного участка 78:34:0004009:15 для доступа к МКД.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Расчет убытков при установлении публичного сервитута
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Расчет убытков при установлении публичного сервитута
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что правило о госрегистрации частного сервитута одновременно с кадастровым учетом не распространяется на сервитут, установленный в отношении части публичного земельного участка. При этом орган регистрации прав по истечении трех лет со дня кадастрового учета такой части участка снимет его с учета, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена госрегистрация сервитута в отношении такого земельного участка (ч. 20 ст. 41, ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что правило о госрегистрации частного сервитута одновременно с кадастровым учетом не распространяется на сервитут, установленный в отношении части публичного земельного участка. При этом орган регистрации прав по истечении трех лет со дня кадастрового учета такой части участка снимет его с учета, если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена госрегистрация сервитута в отношении такого земельного участка (ч. 20 ст. 41, ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<1> См.: Майборода В.А. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // Нотариус. 2020. N 4. С. 43.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<1> См.: Майборода В.А. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // Нотариус. 2020. N 4. С. 43.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Можно предложить два варианта решения рассматриваемой проблемы <1>. Первый заключается в предоставлении лицу, создающему участок, права без аукциона приобрести в аренду прибрежный земельный участок (включающий часть береговой полосы) в размере, установленном проектной документацией искусственного земельного участка. Для реализации этого предложения необходимо внести соответствующие изменения в ст. 30 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 246-ФЗ. Второй вариант - предусмотреть в ст. 11 Закона N 246-ФЗ норму, согласно которой одновременно с выдачей разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка уполномоченным органом устанавливается публичный сервитут в отношении прибрежного земельного участка и части береговой полосы в размере, необходимом для проведения строительных работ (установленном проектной документацией).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Можно предложить два варианта решения рассматриваемой проблемы <1>. Первый заключается в предоставлении лицу, создающему участок, права без аукциона приобрести в аренду прибрежный земельный участок (включающий часть береговой полосы) в размере, установленном проектной документацией искусственного земельного участка. Для реализации этого предложения необходимо внести соответствующие изменения в ст. 30 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 246-ФЗ. Второй вариант - предусмотреть в ст. 11 Закона N 246-ФЗ норму, согласно которой одновременно с выдачей разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка уполномоченным органом устанавливается публичный сервитут в отношении прибрежного земельного участка и части береговой полосы в размере, необходимом для проведения строительных работ (установленном проектной документацией).