Уменьшение административного штрафа физическому лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение административного штрафа физическому лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как уплатить административный штраф, в том числе штраф ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возможность уплаты административного штрафа в размере менее минимального размера
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возможность уплаты административного штрафа в размере менее минимального размера
Вопрос: Об НДФЛ с выплат физлицу - субъекту персональных данных, производимых оператором-юрлицом в случае утечки персональных данных.
(Письмо ФНС России от 26.04.2024 N БС-4-11/5038@)Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде денежной выплаты, производимой оператором - юридическим лицом в пользу физических лиц - субъектов персональных данных в связи с допущенной таким оператором утечкой персональных данных в качестве условия для снижения размера административного штрафа за соответствующее правонарушение, в статье 217 Кодекса не содержится.
(Письмо ФНС России от 26.04.2024 N БС-4-11/5038@)Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде денежной выплаты, производимой оператором - юридическим лицом в пользу физических лиц - субъектов персональных данных в связи с допущенной таким оператором утечкой персональных данных в качестве условия для снижения размера административного штрафа за соответствующее правонарушение, в статье 217 Кодекса не содержится.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
(ред. от 04.11.2025)2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"21. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"21. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вопрос: Может ли суд снизить размер административного штрафа индивидуальному предпринимателю с учетом его имущественного и финансового положения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во исполнение предписаний суда (расширительно - распространив их на физических лиц) законодатель Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ввел в КоАП РФ названные выше части ст. 4.1, очевидно предполагая, что ч. 2.2 охватит всех физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во исполнение предписаний суда (расширительно - распространив их на физических лиц) законодатель Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ввел в КоАП РФ названные выше части ст. 4.1, очевидно предполагая, что ч. 2.2 охватит всех физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. В проект контракта включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. В проект контракта включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)3. В действующем КоАП РФ существует верхний и нижний предел административного наказания в виде штрафа, предусматривается скидка на заблаговременную уплату штрафа только за негрубое административное правонарушение в области безопасности административного правонарушения. Так, иным проектом, проектом кодекса об административной ответственности вместо верхнего и нижнего предела размера штрафа (т.е. конкретных сумм) на основе законодательного опыта Евразийского экономического союза вводятся расчетные показатели (базовые величины), ниже которых штраф не может быть назначен (например, для должностных лиц и предпринимателей данная величина будет не менее 0,5; для физических лиц - 0,1, для юридических лиц - не менее 2 расчетных показателей) [1, с. 199]. В проекте же нового Кодекса об административных правонарушениях законодатель предлагает оставить высшие и низшие пределы сумм штрафа только на уровне законов субъектов Российской Федерации. Будет предоставлена возможность воспользоваться скидкой на заблаговременную уплату штрафа лицу, совершившему любое административное правонарушение (исключение - грубые административные правонарушения). Таким образом, подобные изменения направлены на снижение административной нагрузки в виде уплаты административного штрафа, а также на стимулирование правонарушителей вовремя уплачивать административный штраф.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)3. В действующем КоАП РФ существует верхний и нижний предел административного наказания в виде штрафа, предусматривается скидка на заблаговременную уплату штрафа только за негрубое административное правонарушение в области безопасности административного правонарушения. Так, иным проектом, проектом кодекса об административной ответственности вместо верхнего и нижнего предела размера штрафа (т.е. конкретных сумм) на основе законодательного опыта Евразийского экономического союза вводятся расчетные показатели (базовые величины), ниже которых штраф не может быть назначен (например, для должностных лиц и предпринимателей данная величина будет не менее 0,5; для физических лиц - 0,1, для юридических лиц - не менее 2 расчетных показателей) [1, с. 199]. В проекте же нового Кодекса об административных правонарушениях законодатель предлагает оставить высшие и низшие пределы сумм штрафа только на уровне законов субъектов Российской Федерации. Будет предоставлена возможность воспользоваться скидкой на заблаговременную уплату штрафа лицу, совершившему любое административное правонарушение (исключение - грубые административные правонарушения). Таким образом, подобные изменения направлены на снижение административной нагрузки в виде уплаты административного штрафа, а также на стимулирование правонарушителей вовремя уплачивать административный штраф.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В соответствии с КоАП РФ препятствование работнику в осуществлении им самозащиты может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Санкция данной нормы предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: для работодателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для работодателей - юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб. В данной редакции указанная норма была введена в КоАП РФ еще в 2007 г. <5>. Учитывая, что сегодня курс рубля и его покупательная способность значительно снизились, нужно признать, что размер санкции, установленный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не способствует предупреждению нарушения работодателем трудовых прав работников и не удерживает его от препятствования работникам в осуществлении ими самозащиты.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В соответствии с КоАП РФ препятствование работнику в осуществлении им самозащиты может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под признаки ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Санкция данной нормы предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: для работодателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для работодателей - юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб. В данной редакции указанная норма была введена в КоАП РФ еще в 2007 г. <5>. Учитывая, что сегодня курс рубля и его покупательная способность значительно снизились, нужно признать, что размер санкции, установленный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не способствует предупреждению нарушения работодателем трудовых прав работников и не удерживает его от препятствования работникам в осуществлении ими самозащиты.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Однако федеральный законодатель не проявляет такого же лояльного подхода к сотрудникам контрольных органов, осуществляющих контроль (надзор). Так, в 2022 г. вступила в силу новая редакция ст. 19.6.1 КоАП РФ <13>, которая предусматривает ответственность за несоблюдение должностными лицами контрольных органов требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а также за невнесение информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в ЕРКНМ. При этом для привлечения к административной ответственности отсутствует необходимость проведения профилактических мероприятий либо обязательного снижения размера штрафов, а сама санкция включает в себя такой вид административного наказания, как дисквалификация.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Однако федеральный законодатель не проявляет такого же лояльного подхода к сотрудникам контрольных органов, осуществляющих контроль (надзор). Так, в 2022 г. вступила в силу новая редакция ст. 19.6.1 КоАП РФ <13>, которая предусматривает ответственность за несоблюдение должностными лицами контрольных органов требований законодательства о государственном контроле (надзоре), а также за невнесение информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в ЕРКНМ. При этом для привлечения к административной ответственности отсутствует необходимость проведения профилактических мероприятий либо обязательного снижения размера штрафов, а сама санкция включает в себя такой вид административного наказания, как дисквалификация.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересно в этой связи то, что программа снисхождения в Германии действует только в отношении юридических лиц и не распространяется на физические лица. Таким образом, "уголовному преследованию могут быть подвергнуты физические лица, даже если их нынешним или бывшим работодателям был предоставлен иммунитет от штрафов или смягчение штрафа в соответствии с программой снисхождения, - пишут Торстен Улиг и Константин Путциер. - Иммунитет или уменьшение штрафов, назначенных физическим лицам в рамках программы смягчения ответственности, также не препятствуют их уголовному преследованию, однако сотрудничество лиц с антимонопольным органом в ходе административного производства может рассматриваться судом по уголовным делам как смягчающее обстоятельство" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Интересно в этой связи то, что программа снисхождения в Германии действует только в отношении юридических лиц и не распространяется на физические лица. Таким образом, "уголовному преследованию могут быть подвергнуты физические лица, даже если их нынешним или бывшим работодателям был предоставлен иммунитет от штрафов или смягчение штрафа в соответствии с программой снисхождения, - пишут Торстен Улиг и Константин Путциер. - Иммунитет или уменьшение штрафов, назначенных физическим лицам в рамках программы смягчения ответственности, также не препятствуют их уголовному преследованию, однако сотрудничество лиц с антимонопольным органом в ходе административного производства может рассматриваться судом по уголовным делам как смягчающее обстоятельство" <1>.
Статья: Ответственность физических лиц за совершение незаконных валютных операций: исследование резонансной судебной практики
(Цепова Е.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)<4> Хаменушко И.В., Ромащенко Л.В. Либерализация валютного законодательства для физических лиц, проживающих за рубежом // Налоговед. 2018. N 3. С. 81 - 89.
(Цепова Е.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)<4> Хаменушко И.В., Ромащенко Л.В. Либерализация валютного законодательства для физических лиц, проживающих за рубежом // Налоговед. 2018. N 3. С. 81 - 89.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Причитающаяся работнику заработная плата может быть уменьшена на сумму различных удержаний, которые осуществляются в пользу:
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Причитающаяся работнику заработная плата может быть уменьшена на сумму различных удержаний, которые осуществляются в пользу:
Статья: Нормативно-правовая основа и практика применения мер административного принуждения за неуплату штрафов, наложенных за совершение правонарушений в области дорожного движения
(Клименко А.Б.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 1)В результате проделанной работы по временному исключению из процесса дорожного движения лиц, имеющих значительное количество неуплаченных административных штрафов, число таких правонарушителей заметно сократилось.
(Клименко А.Б.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 1)В результате проделанной работы по временному исключению из процесса дорожного движения лиц, имеющих значительное количество неуплаченных административных штрафов, число таких правонарушителей заметно сократилось.