Уклонение заказчика от заключения договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение заказчика от заключения договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ от заключения договора при закупках по Закону N 223-ФЗ (основания и последствия)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для отказа заказчика от заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для отказа заказчика от заключения договора
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Возможен ли отказ от заключения договора с победителем конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Возможен ли отказ от заключения договора с победителем конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Договором и (или) другими международными договорами государств-членов;
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Договором и (или) другими международными договорами государств-членов;
Статья: Благонадежность контрагентов: конфликт регулирования и его технологическая гармонизация
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Так, например, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектам. Среди запрещающих действий определен также экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками). При этом процедура оценки благонадежности явно определяет большее число причин отказа контрагенту в заключении договора.
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Так, например, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектам. Среди запрещающих действий определен также экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками). При этом процедура оценки благонадежности явно определяет большее число причин отказа контрагенту в заключении договора.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Готовое решение: Как принять участие в закупке по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора, его действия можно обжаловать, а если участник будет признан уклонившимся от заключения договора, то его включат в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9, 10 ст. 3, ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора, его действия можно обжаловать, а если участник будет признан уклонившимся от заключения договора, то его включат в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9, 10 ст. 3, ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Уклонение заказчика от заключения договора с единственным участником закупки при отсутствии на то правовых оснований нарушает Закон о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Уклонение заказчика от заключения договора с единственным участником закупки при отсутствии на то правовых оснований нарушает Закон о закупках.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Действия заказчика, разместившего протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения закупки в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением срока, нарушают требования Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Действия заказчика, разместившего протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения закупки в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением срока, нарушают требования Закона о закупках.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Может ли заказчик отказаться заключить договор по итогам конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Конечным результатом торгов, даже признанных несостоявшимися, при условии соответствия заявки единственного допущенного участника требованиям закупочной документации, является заключение с этим участником контракта по результатам таких торгов, а уклонение заказчика от заключения такого договора наносит экономический ущерб... участнику...
Может ли заказчик отказаться заключить договор по итогам конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Конечным результатом торгов, даже признанных несостоявшимися, при условии соответствия заявки единственного допущенного участника требованиям закупочной документации, является заключение с этим участником контракта по результатам таких торгов, а уклонение заказчика от заключения такого договора наносит экономический ущерб... участнику...
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Уклонение Заказчика от заключения договора, в свою очередь, наносит экономический ущерб ООО в виде затрат на участие в закупке, неполученной прибыли (упущенной выгоды) как от договора с Заказчиком, так и от иных возможных договоров с потенциальными заказчиками (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 N 06АП-1345/2021 по делу N А73-13542/2020).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Уклонение Заказчика от заключения договора, в свою очередь, наносит экономический ущерб ООО в виде затрат на участие в закупке, неполученной прибыли (упущенной выгоды) как от договора с Заказчиком, так и от иных возможных договоров с потенциальными заказчиками (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 N 06АП-1345/2021 по делу N А73-13542/2020).