Уклонение участника от заключения договора по 223-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение участника от заключения договора по 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обеспечение заявки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Удержание обеспечения заявки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Удержание обеспечения заявки по Закону N 223-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, подлежали направлению заказчиком в соответствующий орган в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, подлежали направлению заказчиком в соответствующий орган в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о единственном поставщике направляются в РНП в случае, если он признан уклонившимся от заключения договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ). При этом Закон N 223-ФЗ не определяет, какие действия считаются уклонением от заключения договора. Полагаем, что признать единственного участника уклонившимся можно только в тех случаях, когда заключение договора для него обязательно. Например, это могут быть случаи (п. 3 Правил направления сведений в РНП):
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о единственном поставщике направляются в РНП в случае, если он признан уклонившимся от заключения договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ). При этом Закон N 223-ФЗ не определяет, какие действия считаются уклонением от заключения договора. Полагаем, что признать единственного участника уклонившимся можно только в тех случаях, когда заключение договора для него обязательно. Например, это могут быть случаи (п. 3 Правил направления сведений в РНП):
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2020 г. по делу N А40-60537/20-93-447 отменено решение Московского УФАС о внесении в РНП участника за уклонение от заключения договора по результатам закупки в рамках Закона N 223-ФЗ.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2020 г. по делу N А40-60537/20-93-447 отменено решение Московского УФАС о внесении в РНП участника за уклонение от заключения договора по результатам закупки в рамках Закона N 223-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
Готовое решение: Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)случаи невозврата участнику обеспечения: уклонение или отказ участника от заключения договора, а также непредоставление (предоставление с нарушением) обеспечения исполнения договора.
(КонсультантПлюс, 2025)случаи невозврата участнику обеспечения: уклонение или отказ участника от заключения договора, а также непредоставление (предоставление с нарушением) обеспечения исполнения договора.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Готовое решение: Как проводить закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли в соответствии с Законом N 223-ФЗ заключить договор с другим участником, если победитель закрытого запроса котировок уклонился от заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли в соответствии с Законом N 223-ФЗ заключить договор с другим участником, если победитель закрытого запроса котировок уклонился от заключения договора
Готовое решение: Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об обеспечении заявки, если оно предусмотрено положением и начальная (максимальная) цена договора больше 5 млн руб. Если вы устанавливаете это требование, укажите размер обеспечения, порядок и срок его предоставления. Вы вправе потребовать обеспечение заявки в размере не более 5% от начальной (максимальной) цены договора (ч. 25, 26, 27 ст. 3.2, п. 8.1 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Целесообразно также указать:
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об обеспечении заявки, если оно предусмотрено положением и начальная (максимальная) цена договора больше 5 млн руб. Если вы устанавливаете это требование, укажите размер обеспечения, порядок и срок его предоставления. Вы вправе потребовать обеспечение заявки в размере не более 5% от начальной (максимальной) цены договора (ч. 25, 26, 27 ст. 3.2, п. 8.1 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Целесообразно также указать:
Готовое решение: Как принять участие в закупке по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора, его действия можно обжаловать, а если участник будет признан уклонившимся от заключения договора, то его включат в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9, 10 ст. 3, ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик необоснованно уклоняется от заключения договора, его действия можно обжаловать, а если участник будет признан уклонившимся от заключения договора, то его включат в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 9, 10 ст. 3, ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией ФАС России установлено, что при изложенных обстоятельствах при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией ФАС России установлено, что при изложенных обстоятельствах при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Часть 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ гласит, что "в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров" <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Часть 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ гласит, что "в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров" <2>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
Готовое решение: Когда признать конкурс, аукцион (в том числе электронные) несостоявшимися по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что поданных или допущенных заявок нет, или если все участники уклонились от заключения договора, положением о закупке может быть предусмотрено, например, проведение новой закупки у единственного поставщика, в том числе на условиях, отличных от первоначальной закупки. Обратите внимание: такие условия в любом случае не должны противоречить плану закупки (ч. 2 ст. 2, ч. 5.1 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что поданных или допущенных заявок нет, или если все участники уклонились от заключения договора, положением о закупке может быть предусмотрено, например, проведение новой закупки у единственного поставщика, в том числе на условиях, отличных от первоначальной закупки. Обратите внимание: такие условия в любом случае не должны противоречить плану закупки (ч. 2 ст. 2, ч. 5.1 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).