Уклонение победителя закупки от заключения договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение победителя закупки от заключения договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заключение договора при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, можно ли признать победителя закупки уклонившимся от заключения договора по мотиву его неподписания в предусмотренный положением о закупке срок, если не истек срок, который установлен законом для заключения договора по результатам закупки, практика неоднозначна:
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу о том, можно ли признать победителя закупки уклонившимся от заключения договора по мотиву его неподписания в предусмотренный положением о закупке срок, если не истек срок, который установлен законом для заключения договора по результатам закупки, практика неоднозначна:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ошибки корпоративных заказчиков при взаимодействии с антимонопольным органом
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Согласно сведениям ЕИС договор с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, был заключен 29 декабря 2017 г. Соответственно, сведения в отношении победителя закупки, уклонившегося от заключения договора, должны были быть направлены в ФАС России не позднее 29 января 2018 г.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Пример. Согласно сведениям ЕИС договор с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, был заключен 29 декабря 2017 г. Соответственно, сведения в отношении победителя закупки, уклонившегося от заключения договора, должны были быть направлены в ФАС России не позднее 29 января 2018 г.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в соответствии с пунктом 2 правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила, Постановление N 1211) в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в соответствии с пунктом 2 правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила, Постановление N 1211) в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
"Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц"
(утв. ФАС России)2. Заключение договора с участником закупки, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки, в случае уклонения победителя закупки от заключения договора
(утв. ФАС России)2. Заключение договора с участником закупки, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки, в случае уклонения победителя закупки от заключения договора
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К таким участникам относится и победитель закупки, и второй участник, который заключает договор при уклонении первого, и единственный участник закупки. Важно, чтобы для этих лиц заключение договора было обязательным. Если проект договора направлен потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) напрямую без сопоставления с заявками других участников, то оснований для включения в РНП сведений о таком участнике нет (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. п. 1 - 3 Правил направления сведений в ФАС России, Письмо ФАС России от 26.09.2025 N ГР/90477/25).
(КонсультантПлюс, 2025)К таким участникам относится и победитель закупки, и второй участник, который заключает договор при уклонении первого, и единственный участник закупки. Важно, чтобы для этих лиц заключение договора было обязательным. Если проект договора направлен потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) напрямую без сопоставления с заявками других участников, то оснований для включения в РНП сведений о таком участнике нет (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. п. 1 - 3 Правил направления сведений в ФАС России, Письмо ФАС России от 26.09.2025 N ГР/90477/25).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Закон 223-ФЗ предусматривает возможность требовать от участников закупки предоставления обеспечения заявок. Обеспечение заявок представляет собой финансовое подтверждение серьезности намерений участника закупки заключить договор в случае признания его победителем закупки. В случае отказа или уклонения участника закупки от заключения договора такой участник закупки утратит обеспечение заявки, и это наряду с ответственностью в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 26 ст. 3.2, ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ). Установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявок в размере до 5% НМЦД заказчик может лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена положением о закупке (ч. 25, 27 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Закон 223-ФЗ предусматривает возможность требовать от участников закупки предоставления обеспечения заявок. Обеспечение заявок представляет собой финансовое подтверждение серьезности намерений участника закупки заключить договор в случае признания его победителем закупки. В случае отказа или уклонения участника закупки от заключения договора такой участник закупки утратит обеспечение заявки, и это наряду с ответственностью в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 26 ст. 3.2, ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ). Установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявок в размере до 5% НМЦД заказчик может лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена положением о закупке (ч. 25, 27 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила, Постановление N 1211), в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила, Постановление N 1211), в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил.