Учет имущества унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет имущества унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении" ГК РФ"Оценив фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства в совокупности, учитывая, что ни ГК РФ, ни Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не предоставлено право изымать у него имущество; изъятие имущества произведено без соразмерной компенсации со стороны ответчика, что привело к уменьшению конкурсной массы и, соответственно, нарушению прав кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу о совокупности наличия условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, и достаточности оснований для признания оспариваемой сделки недействительной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/3/33502)Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/3/33502)Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Органы публичной власти федеральной территории создают унитарные предприятия и реализуют правомочия собственника имущества унитарного предприятия с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Органы публичной власти федеральной территории создают унитарные предприятия и реализуют правомочия собственника имущества унитарного предприятия с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
Статья: Учет внесенного в уставный капитал ООО и уставный фонд УП имущества
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В уставный капитал ООО (уставный фонд унитарного предприятия) внесены имущество (движимое, недвижимое), денежные средства, права пользования. Необходимо ли вести учет имущества, внесенного в уставный капитал (фонд) поименно? В случае отчуждения (продажи) указанного имущества (движимого, недвижимого) обязательно ли изменять (уменьшать) величину уставного капитала ООО (уставного фонда УП)?
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В уставный капитал ООО (уставный фонд унитарного предприятия) внесены имущество (движимое, недвижимое), денежные средства, права пользования. Необходимо ли вести учет имущества, внесенного в уставный капитал (фонд) поименно? В случае отчуждения (продажи) указанного имущества (движимого, недвижимого) обязательно ли изменять (уменьшать) величину уставного капитала ООО (уставного фонда УП)?
Статья: Амортизация основных средств у казенного предприятия
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При получении имущества от другого УП. Возможна такая ситуация: амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого УП и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности. В этом случае в целях гл. 25 НК РФ УП формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ. Если стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ, то такое имущество не признается амортизируемым и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. На основании норм данного подпункта организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы с учетом срока его использования и других экономических показателей. См. Письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856, от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При получении имущества от другого УП. Возможна такая ситуация: амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого УП и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности. В этом случае в целях гл. 25 НК РФ УП формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ. Если стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ, то такое имущество не признается амортизируемым и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. На основании норм данного подпункта организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы с учетом срока его использования и других экономических показателей. См. Письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856, от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313.
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Учитывая изложенное выше, представляется целесообразным уточнить условия и порядок предоставления субсидий муниципальным предприятиям из местных бюджетов на ремонт и содержание имущества с учетом их правовой природы и особенностей, дополнив ст. 78 БК РФ п. 12 следующего содержания: "Особенности предоставления субсидий, предоставляемых из местных бюджетов на ремонт и содержание имущества муниципальных унитарных предприятий, могут устанавливаться органами местного самоуправления с учетом положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Предоставление указанных субсидий осуществляется на неконкурентной основе на основании соглашений о предоставлении субсидий. Типовая форма соглашения утверждается органами местного самоуправления муниципального образования. Обязательными условиями, устанавливаемыми при предоставлении указанных субсидий, являются: 1) наименование объектов муниципальной собственности, на ремонт и содержание которых предоставляется субсидия; 2) направления расходования бюджетных средств; 3) планируемые результаты предоставления субсидий; 4) обеспечение получателями субсидий удовлетворения муниципальных нужд, выполнения работ и эксплуатации объектов муниципальной инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; 5) соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Средства субсидий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Муниципальные унитарные предприятия несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных субсидий".
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Учитывая изложенное выше, представляется целесообразным уточнить условия и порядок предоставления субсидий муниципальным предприятиям из местных бюджетов на ремонт и содержание имущества с учетом их правовой природы и особенностей, дополнив ст. 78 БК РФ п. 12 следующего содержания: "Особенности предоставления субсидий, предоставляемых из местных бюджетов на ремонт и содержание имущества муниципальных унитарных предприятий, могут устанавливаться органами местного самоуправления с учетом положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Предоставление указанных субсидий осуществляется на неконкурентной основе на основании соглашений о предоставлении субсидий. Типовая форма соглашения утверждается органами местного самоуправления муниципального образования. Обязательными условиями, устанавливаемыми при предоставлении указанных субсидий, являются: 1) наименование объектов муниципальной собственности, на ремонт и содержание которых предоставляется субсидия; 2) направления расходования бюджетных средств; 3) планируемые результаты предоставления субсидий; 4) обеспечение получателями субсидий удовлетворения муниципальных нужд, выполнения работ и эксплуатации объектов муниципальной инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; 5) соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Средства субсидий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Муниципальные унитарные предприятия несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных субсидий".
Готовое решение: Как учитывать основные средства, полученные в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)Изъятие объектов ОС собственником имущества унитарного предприятия может отражаться в бухгалтерском учете такими записями:
(КонсультантПлюс, 2025)Изъятие объектов ОС собственником имущества унитарного предприятия может отражаться в бухгалтерском учете такими записями: