Требования к образованию воспитателя

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к образованию воспитателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2021 по делу N 33-29989/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении в должности на прежнем рабочем месте.
Обстоятельства: Истец уволен в связи с сокращением занимаемой им должности, что истец полагает незаконным, поскольку ему не были предложены вакантные должности, соответствующие его квалификации.
Решение: 1) - 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.
Доводы истца о непредложении ей вакантной должности помощника воспитателя, также не свидетельствуют о незаконности увольнения, поскольку истец не соответствовала требованиям, предъявляемым к указанной должности, а именно наличие среднего общего образования и профессиональной подготовки в области образования и педагогики (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования").
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2023 N 88-2928/2023 по делу N 2-3812/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Материалами дела подтвержден факт совершения работником, выполняющим функции воспитателя, виновных действий, выразившихся в несоблюдении нравственных и этических норм и требований профессиональной этики и неуважении чести и достоинства обучающихся и других участников образовательной деятельности, что давало работодателю основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
При проверке законности оспариваемого истцом приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд первой инстанции, исходил из того, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт совершения истцом в пределах наделенных ответчиком функциональных обязанностей воспитателя конкретных виновных действий, выразившихся в несоблюдении нравственных и этических норм и требований профессиональной этики и в неуважении чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений, что давало работодателю основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Приказом Минтруда от 18.10.2013 N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Раздел III Приказа "Характеристика обобщенных трудовых функций" содержит требования к образованию и обучению педагогических работников. Требования к учителю и воспитателю соответствуют названным выше, утв. в Приказе Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к воспитателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)
Аналогичные требования к образованию воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации) установлены Профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания", утвержденным Приказом Минтруда России от 30.01.2023 N 53н.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)
Конституционный Суд в абзаце пятом пункта 6.2 постановления от 14 ноября 2018 г. N 41-П "По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной" указал, что как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П
"По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной"
Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты. В частности, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности "воспитатель" наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.