Требование о снятии земельного участка с кадастрового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование о снятии земельного участка с кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16.1 "Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства" КАС РФ"Из названных норм следует, вопреки доводам заявителей кассационной жалобы, что невозможно одновременное рассмотрение требований об оспаривании нормативного правового акта и иных, заявленных административными истцами требований, в том числе о снятии с кадастрового учета вновь образованных земельных участков N, N, N и признании дома N объектом, не являющимся единым недвижимым комплексом с домом N."
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.09.2023 N 33-7324/2023 (УИД 38RS0031-01-2022-006980-39)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; 2) О признании недействительными результатов межевания; 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Земельный участок выбыл из владения истца помимо его воли путем подделки правоустанавливающих документов.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Кроме того, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером Номер изъят ввиду того, что истец не представил доказательств допущенных нарушений при проведении указанной процедуры, что удовлетворение требований о снятии земельных участков с кадастрового учета, нарушенное право истца будет восстановлено.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; 2) О признании недействительными результатов межевания; 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Земельный участок выбыл из владения истца помимо его воли путем подделки правоустанавливающих документов.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Кроме того, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером Номер изъят ввиду того, что истец не представил доказательств допущенных нарушений при проведении указанной процедуры, что удовлетворение требований о снятии земельных участков с кадастрового учета, нарушенное право истца будет восстановлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организации заключили договор аренды земельного участка, который впоследствии по распоряжению уполномоченного органа был снят с кадастрового учета. Несмотря на это, арендатор, не уведомленный о данном факте, продолжал уплачивать арендные платежи в течение месяца. Правомерно ли требование арендатора к арендодателю о возврате уплаченных арендных платежей с момента снятия участка с кадастрового учета?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2013)Вопрос: Организации заключили договор аренды земельного участка, который впоследствии по распоряжению уполномоченного органа был снят с кадастрового учета. Несмотря на это, арендатор, не уведомленный о данном факте, продолжал уплачивать арендные платежи в течение месяца. Правомерно ли требование арендатора к арендодателю о возврате уплаченных арендных платежей с момента снятия участка с кадастрового учета?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2013)Вопрос: Организации заключили договор аренды земельного участка, который впоследствии по распоряжению уполномоченного органа был снят с кадастрового учета. Несмотря на это, арендатор, не уведомленный о данном факте, продолжал уплачивать арендные платежи в течение месяца. Правомерно ли требование арендатора к арендодателю о возврате уплаченных арендных платежей с момента снятия участка с кадастрового учета?
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (п. п. 26, 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (п. п. 26, 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)29. В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки и др.)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)29. В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки и др.)
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г. (далее - Обзор), содержит указание на то, что возникший спор о праве или межевой спор не может быть разрешен лишь посредством удовлетворения требования о снятии земельного участка с учета, заявленного обществом к органу кадастрового учета. В приведенном примере общество не было согласно с описанием местоположения одной из границ земельного участка, что свидетельствует о наличии по делу межевого спора, который не может быть рассмотрен в порядке гл. 24 АПК РФ и без привлечения собственника и товарищества к участию в деле в качестве ответчиков; в рассматриваемом случае действия органа кадастрового учета были признаны законными и обоснованными, а требования заявителя - как направленные на разрешение межевого спора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Пункт 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г. (далее - Обзор), содержит указание на то, что возникший спор о праве или межевой спор не может быть разрешен лишь посредством удовлетворения требования о снятии земельного участка с учета, заявленного обществом к органу кадастрового учета. В приведенном примере общество не было согласно с описанием местоположения одной из границ земельного участка, что свидетельствует о наличии по делу межевого спора, который не может быть рассмотрен в порядке гл. 24 АПК РФ и без привлечения собственника и товарищества к участию в деле в качестве ответчиков; в рассматриваемом случае действия органа кадастрового учета были признаны законными и обоснованными, а требования заявителя - как направленные на разрешение межевого спора.
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.