Тос некоммерческая организация
Подборка наиболее важных документов по запросу Тос некоммерческая организация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальное общественное самоуправление (ТОС): к вопросу о правосубъектности и имущественной основе деятельности
(Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, некоммерческая организация, общественная организация, имущественная правосубъектность.
(Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, некоммерческая организация, общественная организация, имущественная правосубъектность.
Статья: Субъекты права на представительство в местном самоуправлении
(Джагарян Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Субъектами права на представительство в местном самоуправлении следует признать также относящиеся к составу местного сообщества социальные организации (например, территориальное общественное самоуправление, некоммерческие организации, общественные объединения), а также социальные общности (например, национальные меньшинства).
(Джагарян Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Субъектами права на представительство в местном самоуправлении следует признать также относящиеся к составу местного сообщества социальные организации (например, территориальное общественное самоуправление, некоммерческие организации, общественные объединения), а также социальные общности (например, национальные меньшинства).
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"7. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"7. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 364
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
Статья: Соотношение публично-властных и общественных компонентов в организации местного самоуправления и муниципальных образований и их опора на традиционные российские цивилизационные ценности
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)Местные сообщества могут быть как юридически организованы, так и без формальной юридической регистрации: муниципальные общественные палаты, общественные народные советы, ТОС, сельские старосты, социально ориентированные некоммерческие организации, местные отделения политических партий и профсоюзов, молодежные, женские, спортивные организации и др.
(Диденко А.Н.)
("Местное право", 2025, N 2)Местные сообщества могут быть как юридически организованы, так и без формальной юридической регистрации: муниципальные общественные палаты, общественные народные советы, ТОС, сельские старосты, социально ориентированные некоммерческие организации, местные отделения политических партий и профсоюзов, молодежные, женские, спортивные организации и др.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в контексте концепции "особого пути развития России"
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Более того, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации" <27> не только не содержит норм, обеспечивающих адекватное правовое регулирование территориального самоуправления, но и основан на понимании ТОС как некоммерческой корпоративной организации, предполагающей наличие индивидуального членства участников, что противоречит логике законодательства о местном самоуправлении, обозначающей ТОС как форму участия граждан в осуществлении местного самоуправления, особый общественно-публичный институт. Данный законопроект получил отрицательное заключение профильного Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, а также был неоднократно подвергнут обоснованной критике исследователей вопросов организации и деятельности территориального общественного самоуправления <28>.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Более того, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации" <27> не только не содержит норм, обеспечивающих адекватное правовое регулирование территориального самоуправления, но и основан на понимании ТОС как некоммерческой корпоративной организации, предполагающей наличие индивидуального членства участников, что противоречит логике законодательства о местном самоуправлении, обозначающей ТОС как форму участия граждан в осуществлении местного самоуправления, особый общественно-публичный институт. Данный законопроект получил отрицательное заключение профильного Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, а также был неоднократно подвергнут обоснованной критике исследователей вопросов организации и деятельности территориального общественного самоуправления <28>.
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2. Общественные организации, к которым относятся политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2. Общественные организации, к которым относятся политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.
Статья: Опыт развития территориального самоуправления в Ульяновской области: проблемы реализации и перспективы развития
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Не вызывает сомнений, что ТОС обладает большим потенциалом развития. Однако существующий правовой дуализм является существенным недостатком для развития данного института. В настоящее время является целесообразным внесение ряда поправок в действующее законодательство для детализации правового статуса ТОС. В целях создания эффективного механизма функционирования ТОС и реализации гражданских инициатив необходимо окончательно определить организационно-правовую форму ТОС в качестве юридического лица, устранив существующие правовые коллизии. Однако целесообразно при осуществлении процедуры госрегистрации ТОС определять в качестве одного из видов некоммерческих организаций.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Не вызывает сомнений, что ТОС обладает большим потенциалом развития. Однако существующий правовой дуализм является существенным недостатком для развития данного института. В настоящее время является целесообразным внесение ряда поправок в действующее законодательство для детализации правового статуса ТОС. В целях создания эффективного механизма функционирования ТОС и реализации гражданских инициатив необходимо окончательно определить организационно-правовую форму ТОС в качестве юридического лица, устранив существующие правовые коллизии. Однако целесообразно при осуществлении процедуры госрегистрации ТОС определять в качестве одного из видов некоммерческих организаций.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-инновация за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)общественные организации. Это, в частности, политические партии и созданные в качестве юрлиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
(КонсультантПлюс, 2024)общественные организации. Это, в частности, политические партии и созданные в качестве юрлиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
Статья: Правовая и социальная природа территориального общественного самоуправления и развитие муниципальной демократии в условиях реформирования местного самоуправления
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В исследованиях предлагается развивать общественно-государственное партнерство <1>. В муниципальных образованиях общественное самоуправление может рассматриваться как демократический инструмент общественно-муниципального партнерства. ТОС в современных исследованиях (по муниципальному праву, государственному и муниципальному управлению) рассматривается многоаспектно: 1) как институт муниципальной демократии со смешанной природой, в которой сочетаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (как это следует из главы 5 и ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"); 2) как разновидность общественного самоуправления, которая отличается от организационных основ муниципальной власти и предназначена в первую очередь для самоорганизации населения по месту жительства (на локальных территориях) и обустройства придомовых территорий; 3) как возможная, но необязательная разновидность некоммерческих организаций с правами юридического лица, которая действует в границах определенных законом территорий проживания граждан (локации с "жилищной пропиской граждан"). К таким территориям закон относит подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группу жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан, что создает законодательно открытый перечень территорий. Особое внимание к природе ТОС в системе государственного и муниципального управления связано с попыткой локализовать общественное самоуправление через формы взаимодействия с органами муниципального управления, которые, как правило, рассматривались в качестве институционального механизма, обеспечивающего финансирование и поддержание местной активности граждан по месту жительства. В этом случае органы ТОС рассматриваются как "первые помощники" муниципальной власти в решении некоторых вопросов местного значения <2>. Однако органы ТОС в системе муниципального управления и в системе местного самоуправления (исходя из законодательных подходов и практики муниципального нормотворчества) никогда не включались в систему муниципальной власти. Хотя нелишним будет сказать, что ТОС, несомненно, в лице своих органов являлись и по-прежнему остаются носителями общественной муниципальной власти.
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В исследованиях предлагается развивать общественно-государственное партнерство <1>. В муниципальных образованиях общественное самоуправление может рассматриваться как демократический инструмент общественно-муниципального партнерства. ТОС в современных исследованиях (по муниципальному праву, государственному и муниципальному управлению) рассматривается многоаспектно: 1) как институт муниципальной демократии со смешанной природой, в которой сочетаются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (как это следует из главы 5 и ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"); 2) как разновидность общественного самоуправления, которая отличается от организационных основ муниципальной власти и предназначена в первую очередь для самоорганизации населения по месту жительства (на локальных территориях) и обустройства придомовых территорий; 3) как возможная, но необязательная разновидность некоммерческих организаций с правами юридического лица, которая действует в границах определенных законом территорий проживания граждан (локации с "жилищной пропиской граждан"). К таким территориям закон относит подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группу жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан, что создает законодательно открытый перечень территорий. Особое внимание к природе ТОС в системе государственного и муниципального управления связано с попыткой локализовать общественное самоуправление через формы взаимодействия с органами муниципального управления, которые, как правило, рассматривались в качестве институционального механизма, обеспечивающего финансирование и поддержание местной активности граждан по месту жительства. В этом случае органы ТОС рассматриваются как "первые помощники" муниципальной власти в решении некоторых вопросов местного значения <2>. Однако органы ТОС в системе муниципального управления и в системе местного самоуправления (исходя из законодательных подходов и практики муниципального нормотворчества) никогда не включались в систему муниципальной власти. Хотя нелишним будет сказать, что ТОС, несомненно, в лице своих органов являлись и по-прежнему остаются носителями общественной муниципальной власти.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ <28>) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 2.1) общественных движений; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России; 6) общин коренных малочисленных народов России; 7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний; 12) адвокатских палат; 13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); 14) государственных корпораций; 15) нотариальных палат.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ <28>) установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 2.1) общественных движений; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России; 6) общин коренных малочисленных народов России; 7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний; 12) адвокатских палат; 13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); 14) государственных корпораций; 15) нотариальных палат.